Акулы капитализма рыщут в поисках земли. Глава КГА побывал на комиссии Никешина

В четверг, 9 ноября члены постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам провели депутатские слушания по генеральному плану. Главный архитектор – глава КГА Владимир Григорьев, недавно ставший объектом атаки спикера горпарламента Вячеслава Макарова, отчитался об исполнении генплана в 2016 году.

Напомнив, что площадь города в минувшем году не изменилась и по-прежнему составляет 144 631,8 га, Владимир Григорьев сообщил, что город изъял 10 земельных участков, площадью 29623 кв. м, под свои нужды: 4 участка площадью свыше 17 000 кв. м под строительство региональных дорог, и 6 участков (более 3 000 кв. м) под аварийными домами для их сноса и нового строительства. По его информации, в Петербурге 1445 зданий, в которых размещены дошкольные образовательные учреждения и 875 школьных зданий. Этого количества недостаточно: согласно нормативу образовательных учреждений должно быть на 20% больше. Не хватает и поликлиник – 76% от нормы. Но хуже всего обстоят дела со спортивными сооружениями: в городе 2735 плоскостных сооружений, 1816 спортивных центров и 302 бассейна – в среднем 68% от нормы. Зато с объектами культуры все вполне себе благополучно. В Петербурге 115 театров (123% от нормы), 134 музея (127%), 211 библиотек (100%). Но лучше всего город оснащен торговыми объектами, их 22395, или 189% к норме.

Коснулся главный архитектор и строительства жилья. Город строит много, но за счет роста населения (новорожденные + новоприбывшие) норматив по количеству квадратных метров на человека остается, практически, неизменным – 24,3 кв. м по данным Петростата (по расчетам КГА -25,6 кв. м). При нынешней динамике строительства и роста населения – к показателю Стратегии2030 (35 кв. м на человека) город сможет приблизиться году так в 2050. Беда еще и в том, что строить более быстрыми темпами нельзя, так как разрыв между социальными учреждениями и числом проживающих станет еще ощутимее.

Владимир Григорьев пообещал, что новый закон о генплане на 2018-2043 гг. будет принят к концу 2019 года. Раньше сделать это невозможно из-за процедур, которые необходимо выполнить.

Содокладчиком выступил руководитель экспертной группы комиссии Александр Карпов. Обычно настроенный очень критично, в этот раз Карпов отметил только, что изначально генплан был составлен под максимальное количество проживающих в городе в 5 млн человек и не вмещает в себя расчеты при ежегодном росте населения на 50 000 человек. Отсюда многие проблемы данного документа. Покритиковал он чиновников и за то, что разрешений на разработку проектов планировок территории (ППТ) выдается достаточно много, а утверждаются единицы. Например из 300 с лишним разрешений на ППТ в 2016 году утверждено только 28. Большинство уже разработанных ППТ устаревает из-за изменений законодательства.

Вопросов к руководителю КГА было много. Андрей Анохин поинтересовался, почему развязку к «Экспофоруму» «строят на костях» (то есть по территории мемориального кладбища) и почему под предлогом создания экопарка в Приморском районе вырублено уже порядка 40 га леса. Александр Ходосок спросил, принято ли какое-то решение по инвестору, который обещался вложить 250 млрд рублей в намыв в Курортном районе к августу 2017 года и так ничего и не сделал. Борис Вишневский в очередной раз потребовал исключить магистраль №7 из генплана, так как пойдет ли она по воздуху или в тоннеле, как предлагают разработчики, Удельный парк все равно будет уничтожен. Алексей Ковалев задал вопрос по аэроэкспрессу: «Почему выбран самый дорогостоящий (24 млрд руб.) и бесполезный из трех рассматриваемых проектов?». Александра Рассудова заинтересовали критерии отбора трасс под велодорожки. По его мнению, в Петроградском районе они проложены бездумно и мешают парковкам автотранспорта. На большинство вопросов Владимир Григорьев отвечал одинаково: в генплане не указано, где вырубать деревья, строить развязки, сколько строить жилья и какой проект выбирать для перевозки пассажиров в аэропорт. Что касается вылетной магистрали №7, то, по его словам, она присутствовала еще в генеральных планах Ленинграда, но вот в следующий генплан может и не попасть: сейчас обсуждается, быть ей там или не быть. А по велодорожкам он сообщил, что в следующем генплане они будут отражены. А ездить на велосипедах можно и зимой. «В Норвегии, например, шипованную резину для велосипедов продают, потому что там люди круглый год ездят, хотя температура в этой северной стране мало отличается от петербургской. «Надо воспитывать культуру передвижения на велосипедах»-, уверен главный архитектор.

В выступлениях депутаты больше говорили не о заслушанном докладе, а о состоянии власти в городе. «В Петербурге разворачивается трагедия, — заявил Андрей Анохин, — главный архитектор ни за что не отвечает, власть спит, а акулы капитализма рыщут в поисках земли и, в нарушение всех законов, зарабатывают миллиарды. Мы все заложники бессильной власти».

«Доклад сводится к тому, что КГА вынужден отвечать за себя и за того парня, — отметил Александр Рассудов, — на следующий год надо пригласить главу Комитета финансов, который бы ответил, почему город развивается так, а не иначе». А Алексей Ковалев предложил «гнать госпожу Бабюк со всем ее комитетом из Смольного, чтобы не продвигала безумные проекты, вроде, аэроэкспресса.

По итогам обсуждения председатель комиссии Сергей Никешин предложил на следующий год сначала заслушать исполнение программы социально-экономического развития города, а затем – генерального плана. «Тогда картина будет более понятной», — подчеркнул он.

Л.Г., Петербургский формат