Петербург — город крайностей, и в сфере авиации это свойство Северной столицы проявляется особенно ярко. Попытавшись найти информацию об иных, кроме Пулково, аэродромах города и области, вы, скорее всего, обнаружите сведения либо о закрытых военных объектах, либо о нескольких площадках, арендуемых аэроклубами.
Поддержкой властей на данный момент пользуются те проекты, социальную значимость которых трудно переоценить. В их числе, к примеру, проект развития санитарной авиации, созданный по инициативе Минздрава на базе вертолётного центра HeliDrive. Администрация Петербурга предоставила для проекта медицинские бригады «скорой помощи», компания в свою очередь взяла на себя закупку и эксплуатацию двух вертолетов Bell-429EMS, строительство вертолетных площадок, оформление аэронавигационных паспортов, а также разработку проектов нормативных документов. Компания сотрудничает с Комитетом по здравоохранению Ленинградской области, перевозя в областные больницы тех, кто нуждается в экстренной помощи. Кроме того, санитарные вертолёты, по договорённости с администрацией Санкт-Петербурга, регулярно патрулируют КАД, эвакуируя пострадавших в ДТП.
Особенно ярко санитарная авиация проявила себя 12-13 августа во время учений МЧС в петербургском метро, когда лёгкие частные вертолёты смогли сесть в городе на тех площадках, которые были недоступны тяжёлым летательным аппаратам МЧС. «По результатам учений мы поняли, что мы и МЧС друг другу необходимы» — сказала руководитель проекта HeliDrive Ольга Ткаченко. На данный момент, по её словам, ведутся переговоры со Смольным о совместном с МЧС и ГУВД использовании вертолётных площадок рядом с КАД, чтобы создать возможность быстрого реагирования. Кроме того, при нескольких больницах Ленобласти также подготовлены вертолётные площадки для экстренной транспортировки больных.
Что касается спортивной авиации, то аэродромов для неё, по словам экспертов, на данный момент в Петербурге и окрестностях практически не существует. Есть несколько государственных и частных площадок, на которых базируются летательные аппараты малой и сверхлёгкой авиации. Пример такой площадки – Гостилицы. По словам старшего авиационного начальника площадки Владимира Марказена, сейчас идёт подготовка Гостилиц к получению статуса аэродрома класса «Е». На данный момент там базируется около 60 частных воздушных судов разных классов. Существует и ещё несколько действующих на данный момент авиаплощадок: Бычье поле в Кронштадте, Манушкино, площадка под Киришами, под Копорьем и Кингисеппом. Большинство из них частные: из государственных площадок эксперт назвал аэроклуб ДОСААФ в Горской.
«Есть ещё много нерешённых вопросов, но мы очень рады, что можем существовать и развиваться» — сказал Владимир Марказен. По его словам, основная помощь развитию петербургской и российской малой авиации в целом – это, прежде всего, принятие законов, упрощающих порядок осуществления полётов, такие, как принятый в 2010 году федеральный закон о создании класса воздушного пространства G. Этот класс подразумевает использование воздушного пространства в уведомительном порядке; на полеты в нём не требуется диспетчерское разрешение.