По результатам исследования, проведённого РБК, Петербургу, при его нынешних темпах роста, нужно как минимум 400 километров новых улиц, магистралей и транспортных развязок. При этом очевидно, что ни город, ни частные инвесторы не смогут в одиночку сократить отставание транспортной инфраструктуры от скорости застройки. Как решить проблему совместно, представители городской власти и крупнейших строительных компаний обсудили в ходе круглого стола «Транспортные инфраструктурные проекты в условиях бюджетных ограничений: модели сотрудничества, удобные бизнесу», состоявшегося 10 июня.
Транспортная инфраструктура Петербурга отстаёт от строительства в целом примерно на 15 лет – заявила модератор круглого стола, руководитель проекта «Будущий Петербург» Елена Кром. При этом случаи участия частного капитала в разработке и финансировании проектов дорог, развязок, транспортно-пересадочных узлов и тому подобных объектов, увы, редки. В качестве яркого примера такого участия заместитель генерального директора Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской областиВалентин Енокаев привёл компанию «ЛСР», которая предложила помощь в разработке предпроектной документации линии легкорельсового транспорта до Всеволожска. Однако транспортное обеспечение гораздо более крупных объектов на окраинах Петербурга, таких, как аэропорт «Пулково-1» или выставочный комплекс «Экспофорум» на данный момент вызывает у экспертов резонные сомнения.
Как убедить бизнес участвовать в решении транспортных вопросов? Прежде всего, напомнить о том, что это выгодно. По словам заместителя генерального директора ГК «Пионер» Константина Ковалёва, сейчас в лексиконе строительных компаний уже появилось понятие «транспортно-ориентированный девелопмент». Так, жильё, расположенное рядом с крупными транспортно-пересадочными узлами, по словам эксперта, пользуется популярностью, несмотря на увеличение плотности застройки на этой территории. Застройщики, которые привыкли просчитывать прибыльность строительных проектов на 30-40 лет вперёд, понимают, что транспортная доступность жилья напрямую влияет на его качество в глазах покупателя, а, следовательно, и на стоимость квадратного метра.
Основным механизмом взаимодействия государства и бизнеса в вопросах транспортного развития на сегодняшний день является государственно-частное партнёрство. Девелоперы считают эту схему крайне несовершенной: попытки создания ГЧП часто упираются в несовершенство законодательства и значительные сроки согласований проектов. «ГЧП – это всегда риск» — отметила заместитель генерального директора компании «СПб-Реновация» Александра Галеева. Опыта сотрудничества в транспортной сфере у государства и бизнеса сейчас сравнительно мало. Кроме того, сейчас девелоперы ждут внесения изменений в федеральный закон о государственно-частном партнёрстве, не спеша принимать решения.
Участие бизнеса в транспортном развитии Петербурга, по мнению экспертов – вопрос не только выгоды, но и социальной ответственности. «Слова «социальная ответственность бизнеса» в последнее время перестали быть ругательством» — отметил заместитель генерального директора компании «СТАРТ Девелопмент» Семен Смушкин. По словам эксперта, современные девелоперы, идущие в русле прогрессивных направлений, понимают свои социальные обязанности гораздо шире, чем просто вложение денег в инфраструктурные проекты. Тем не менее, большинство из них готовы принимать участие в обеспечении транспортной доступности только на поздних этапах реализации своих проектах, когда появляются более или менее свободные финансовые средства. Кроме того, по словам Александры Галеевой, вопросом социальной ответственности девелопера является создание за свой счёт транспортной инфраструктуры и благоустройство территории непосредственно в границах проекта.
Какую роль может сыграть город в совместном создании транспортной сети? Вопреки распространённому мнению, не только финансовую. По мнению Семена Смушкина, оно может выполнять функцию координатора: задавать вектор развития инфраструктуры, чтобы девелоперы видели, в каком направлении нужно прикладывать усилия.
Бизнес готов участвовать в совместных транспортных проектах при условии, что эти проекты будут качественно разработаны – к такому выводу пришли в итоге участники круглого стола. По их мнению, на данный момент проблему могут отчасти решить «импульсные» стартовые частные вложения в проекты, дорог, пересадочных узлов и линий общественного транспорта. Главное, чтобы крупные предприниматели осознавали: с помощью этих вложений они смогут помочь и себе, и городу в целом.