«Спальные районы» постепенно становятся новыми центрами деловой и социальной активности петербуржцев. В настоящее время активно разрабатываются четыре такие точки. В будущем, уверены эксперты, их количество будет только расширяться.
В крупнейших российских городах — Москве и Петербурге — 2/3 населения живут в т.н. «спальных районах». Сегодня миллионы человек ежедневно, используя личный и общественный транспорт, приезжают на работу в центр. Но в скором времени все может поменяться. Эксперты говорят в один голос – городу нужен новый деловой центр, центр не в классическом понимании, куда бы устремились людские и финансовые потоки, а несколько точек притяжения деловой активности. Все они должны расположиться в спальных районах.
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию Chairman of ULI Russia Даррелл Станафорд уверен в неизбежности наступления эры полицентризма: «Существует множество причин, почему большим городам необходимы центры притяжения вне их центральных частей. Подобные «центры вне центра» позволяют сбалансированно развиваться и исторической части города, и районам, удаленным от центра».
Сбалансированность, по мнению Даррелла Станафорда, означает, что люди тратят меньше времени на переезды по городу, меньшую нагрузку испытывает транспортная система, больше денег инвестируется в развитие социальной и культурной составляющих периферийных районов. Таким образом, повышается качество жизни местного населения. Удовлетворены интересы и предпринимательского сообщества: такая модель развития дает больше возможностей для функционирования различных видов бизнеса на территории. А это, в свою очередь, обеспечивает рабочие места для местных жителей.
Если в Москве темпы «децентрализации» бизнеса растут каждый год, то в Петербурге эта тенденция только наметилась, но в ближайшие годы, скорее всего, исторический центр будет пользоваться все меньшей популярностью. Сейчас в Петербурге существует три потенциальные точки притяжения. Это Лахта, где началось строительство «Лахта центра»; Морской фасад Васильевского острова, где предполагается активная жилая и офисная застройка, и Пулковский деловой район, формирующийся вокруг аэропорта. После окончания строительства Западного скоростного диаметра все три этих зоны будут связаны скоростной магистралью, которая даст возможность быстро добраться из одной бизнес-зоны в другую, обеспечит хорошую транспортную доступность всех трех районов, а также позволит уменьшить пробки и разгрузить внутригородские дороги.
Четвертой точкой может стать город-спутник Южный, к строительству которого застройщик может приступить уже в наступившем 2014 году. По крайней мере, Администрация Петербурга дала строителям и инвесторам «зеленый свет» и даже взяла на себя обязательства по строительству на территории «Южного» социальной инфраструктуры.
Между тем, именно району, где будет возведен «Лахта центр», предстоит стать пионером высотного делового строительства. Эксперты признают, что высотные деловые центры являются более выгодным вложением капитала, чем традиционные бизнес-инкубаторы. Небоскребы позволяют использовать имеющуюся под застройку землю намного эффективнее.
Кроме того, строительство делового центра на окраине города дает преимущество в стоимости помещений, сдаваемых в аренду. Этим руководствовались и пионеры моды на высотные здания. США, Нью-Йорк, деловые кварталы из стекла и бетона соседствуют с уютными жилыми кварталами. Франция, Париж, где ради сохранения исторического центра был построен Дефанс, деловой район, вид на который открывается со знаменитой триумфальной арки. По миру можно найти еще сотни примеров, где высотной застройке уделяют огромное внимание бизнес-структуры.
Между тем, принципиальное отличие «Лахта центра» от западных небоскребов в том, что в нем изначально спроектирована очень большая социальная составляющая. Большая часть участка (более 18 га) и половина из 400 тыс. кв. м площадей запроектирована как огромное общественное пространство: здесь разместятся и парк, и детский инновационный центр, и концертный комплекс, а также художественная галерея, отель, медицинский центр, рестораны и многое другое.
Кстати, уже сейчас, при строительстве объекта, застройщик выполняет социальные обязательства, фактически обновляя инженерную инфраструктуру прилегающей к будущему «Лахта центру» территории. «Мы вынуждены были протянуть сюда новые кабельные линии, построить новую подстанцию и канализационный коллектор. Конечно, ко всей новой инфраструктуре будет подключаться прилегающая территория», — рассказал Исполнительный директор ОДЦ «Охта» (реализует проект «Лахта центра») Александр Бобков.
Максим Фадеев