Китайские гиды, хостелы и перевозка детей в одном флаконе

Иван Грозный жил в Эрмитаже, а Ленин был китайцем. Столь невероятные истории можно услышать от гидов из Китая, которые нелегально обслуживают своих земляков в Петербурге. В последние годы турпоток из Китая вырос многократно, благодаря отказу от виз, введенному соглашениями между нашими странами. В результате в городе на Неве сформировался закрытый рынок, на котором китайские предприятия оказывают транспортные, информационные, гостиничные и прочие услуги для своих соотечественников.

Эти проблемы обсуждались на юбилейном, XV форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Петербурга. Форум обошелся без пленарного заседания. Оно было заменено на панельную дискуссию «Потенциал туристической индустрии Санкт-Петербурга: проблемы, оказывающие негативное влияние на отрасль». Участники дискуссии обсудили три блока проблем: деятельность китайских гидов-переводчиков, размещение мини-отелей и хостелов в жилых домах, и транспортные перевозки туристских и экскурсионных групп.

Наибольшие претензии вызывает работа сопровождающих (гидов-переводчиков), поскольку, не являясь профессионалами экскурсионной сферы, они и рассказывают вышеприведенные байки про исторических персонажей и про памятники Северной столицы.

«Понятие «сопровождающий» не тождественно гидам-переводчикам, однако оно прописано во всех соглашениях между нашей страной и Китаем, — рассказала заместитель председателя Комитета по туризму Нана Гвичия. — Сопровождающие должны в обязательном порядке вести туристические группы до границы и передавать их «на руки» гидам. Но реалии таковы, что не всегда услуга, оказываемая гостям китайскими фирмами, предполагает наличие гида-переводчика. Исправить данную ситуацию можно только путем внесения изменений в соглашения между странами. Например, нас совершенно не устраивает отсутствие прописанных маршрутов для туристов, и это тоже необходимо менять. Если мы будем иметь на руках маршруты, то вопросов, почему та или иная группа находится в конкретном месте, не возникнет».

О хостелах

Вторая проблема возникла после принятия закона о запрете расположения малых средств размещения в жилых домах. Президент Союза хостелов России Яна Окунева напомнив, что Валентина Матвиенко в бытность губернатором неоднократно называла малые средства размещения визитной карточкой Петербурга, предложила попытаться найти баланс между индустрией малых отелей и хостелов, и интересами жителей многоквартирных домов. По ее словам, этот бизнес успешно развивается уже 15 лет, хостелы Северной столицы известны во всем мире и имеют высокий рейтинг на booking.com.

Нана Гвичия порадовала владельцев мини-отелей и хостелов сообщением, что на недавнем совещании у вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение наложить мораторий на действие данного закона на 2 года в Петербурге. По ее информации малые средства размещения зародились в Северной столице в результате расселения коммунальных квартир и только потом распространились на другие регионы. «Сегодня в городе действует 1002 объекта для размещения гостей, в том числе 580 мини-отелей, 40% из них – это хостелы, — проинформировала она. — Все они прошли классификацию по международной системе, а хостелы получили сертификат отеля «без звезд», так как они не отвечают требованиям даже однозвездочной гостиницы. Тем не менее, именно хостелы являются наиболее востребованными молодежью, в том числе болельщиками футбола, которые в следующем году приедут в Петербург».

За отпущенные малым средствам размещения 2 года предстоит узаконить их нахождение в многоквартирных домах. Для этого надо провести общее собрание собственников дома и получить добро не менее 50% проживающих. В резолюции предложили записать «не менее 50% участников собрания», потому что только активные жильцы, которые приходят на общие собрания, реально влияют на принятие решений.

Об экскурсионных перевозках

Третью тему поднял председатель правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Петербурга Андрей Козырев. Он сразу заявил, что в последние годы предпринимательский климат в городе резко ухудшился. И виной тому спорные федеральные нормативно-правовые акты. Особенно его тревожит постановление правительства РФ № 1177, регулирующее правила перевозки детей. «Для того, чтобы вывезти детей на 3-4-часовую экскурсию, — рассказал он, — необходимо потратить 2 недели на оформление документов. Причем, если потом в день экскурсии сломается автобус, на который оформлено разрешение, или заболеет водитель, то экскурсия не состоится. Но и это еще не все. Если в автобусе табличка «Дети» будет выполнена с нарушением стандарта 35х35 см вместо 40х40, то на компанию выпишут штраф 100 000 рублей. И последнее требование: ограничение возраста автобуса для перевозки детей – не старше 10 лет, также способствует уничтожению бизнеса, так как парк автобусов у большинства предпринимателей превышает этот возраст».

Заместитель председателя Комитета по транспорту Олег Матвеев считает, что необходимо разделять перевозку на дальние расстояние и внутри города. И для последних следует существенно упростить все процедуры. Он также не согласился с тем, что все 10-летние автобусы плохи. «Шведская Skania и в 25 лет безопасна, а в некоторые автобусы российских производителей садится опасно даже если они пробегали всего 5 лет», — заявил он. По мнению чиновника, в нормативных актах необходимо прописывать не возраст машины, а ее марку, производителя и сроки техосмотра. Причем, «это должен быть настоящий осмотр, а не фикция, которую проходят транспортные средства в Петербурге».

В конце дискуссии председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Елена Церетели сообщила, что панельную дискуссию по столь важной теме провели во второй день форума, потому что именно на это время в Совете Федерации проходит Круглый стол «Как вывести туристическую отрасль из тени». «Мы планировали провести телемост и обсудить проблемы с нашими федеральными коллегами, но у них не оказалось нужного оборудования для телемоста», — сказала она с сожалением.

В помощь экспортерам

В рамках форума состоялся еще один интересный круглый стол «Международный бизнес для МСП: экспорт, импорт, международные коммуникации». Он стал своего рода руководством к действию для тех, кто планирует выходить на международные рынки.

Глава регионального отделения Российского экспортного центра (РЭЦ) Юрий Докукин рассказал о том, как с помощью РЭЦ завоевывать зарубежье. Компания оказывает предпринимателям два вида услуг: финансовые и не финансовые. В первую группу входят субсидирование процентных ставок по кредитам, покрытие затрат на транспортировку грузов и страхование всех экспортных сделок от коммерческих и политических рисков.

К не финансовым услугам относится, в первую очередь, аналитика и исследования общих транзакций мировой торговли. Общий анализ открыт для всех, с ним можно ознакомиться на сайте. Но можно заказать исследование по определенным видам товаров или услуг и по конкретным странам. Такие работы проводятся по запросу.

Вторая важная услуга – продвижение товаров на международные рынки, в том числе, поиск партнеров, проведение презентаций и т. д. Если предприниматель захочет принять участие в международной выставке или бизнес-миссии, он может рассчитывать на восьмидесятипроцентное покрытие своих затрат. Также РЭЦ консультирует начинающих экспортеров по сертификации и патентованию продукта за рубежом.

Одна из важнейших нефинансовых услуг – это образование. На сайте РЭЦ запущен бесплатный образовательный проект, состоящий из 11 курсов по всем видам экспортной деятельности. Модульное обучение позволит легко освоить нужные для работы знания. Чтобы воспользоваться любой услугой РЭЦ достаточно зайти на сайт exportcenter.ru и оставить запрос.

В свою очередь, заместитель генерального директора ГК «Балтика-ТрансКК» Ирина Капитанова рассказала об изменениях таможенного законодательства. Сообщив о том, что экспорт товаров и услуг из России за 9 месяцев текущего года вырос со 190 (2016г.) до 255 (2017г.) млрд долларов, она отметила, что в этом году доля не сырьевого экспорта составила 34,8%. По ее мнению, новый Таможенный кодекс ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, будет еще более способствовать экспорту-импорту товаров.

Главное достоинство нового кодекса: он серьезно упрощает и ускоряет проведение таможенных операций. Документооборот, как и взаимодействие с владельцем товара, переводится в электронный формат. Сокращается перечень документов, требуемых ранее для представления. Таможенная служба большинство нужной информации собирает в Интернете. Фактически требуется только подать таможенную декларацию. Все операции совершаются автоматически. Также сокращается взнос таможенных брокеров с 1 млн руб. до 500 000 руб.

Заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов – начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Северо-Западного таможенного управления Екатерина Ладынина подтвердила, что новый кодекс юридически закрепляет возможность для участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при наличии электронной цифровой подписи совершать большинство операций со своего компьютера через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. По ее словам, участник ВЭД будет избавлен от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. «Предъявлять документы придется только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни», — подчеркнула она.

О том, какие меры принимает федеральная таможенная служба (ФТС) для улучшения предпринимательского климата, рассказал начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий СЗТУ Станислав Шкленский. По его информации ключевым показателем программы «10 шагов навстречу бизнесу», принятой ФТС, является автоматизация всех процессов и ограничение непосредственных контактов участника ВЭД с инспектором таможни. «В частности, к 2020 году 95% электронных деклараций будут регистрироваться в центрах электронного декларирования, — говорит он. – К концу 2017 года эта цифра составит всего 20%». Как уже говорилось выше, почти все операции в скором времени переведут в электронную плоскость. Но уже сегодня на сайте ФТС  можно найти много полезной информации, а также обзавестись личным кабинетом.

Л.Г., Петербургский формат