Петербургские и московские архитекторы, урбанисты и строительные эксперты обсудили вопросы разгрузки исторического центра, перенаправления транспортных потоков и перспективы создания полицентричных городов на V ежегодном форуме «Будущий Петербург». В центре внимания участников форума оказались перспективы развития окраин Северной столицы.
Население земли насчитывает свыше 7 млрд человек, больше половины которых живет в городах. При этом число городских жителей стремительно растет. Россия в этом плане идет в ногу с мировыми трендами, однако не лишена своих особенностей. По-настоящему крупными в нашей стране остаются лишь два мегаполиса – Москва и Санкт-Петербург, где живет около 10%, а, с учетом прилегающих агломераций, до 20% россиян. Именно они первыми столкнулись с типичными проблемами обитателей больших городов: пробками на дорогах, необходимостью тратить большую часть личного времени на преодоление городских пространств, однотипной неэстетичной застройкой большинства микрорайонов.
Выход из сложившейся ситуации урбанисты видят в отказе от традиционного разделения на центральные и периферийные районы, в повышении комфортности и самодостаточности городских окраин.
Разгрузочная диета
Можно ли разгрузить исторический центр, перенаправить транспортные и человеческие потоки, сделать удаленные от центра города районы престижными и удобными для жизни горожан? Да, считают участники форума, если избавить центр от избыточных функций и уйти от концепции моноцентричного города, по которой обе столицы развивались почти сто лет. Создание альтернативных точек притяжения в периферийных районах должно освободить исторический центр от избытка «деловой жизни», разгрузить транспортную инфраструктуру, а главное, повысить комфорт за его пределами и поднять статус нецентральных районов, считают эксперты.
Сегодня в пределах Садового кольца в Москве сосредоточено 45%, а в центре Петербурга – около 30% рабочих мест.
«Спальные» районы давно стали источником перегруженного трафика: жители едут в центр города не только «за работой», но и за покупками, развлечениями и «культурой». Это противоречит опыту крупнейших мировых мегаполисов. «Европейские города развиваются на принципах полицентризма, и такой уровень ежедневной внутренней миграции им не свойствен», — отмечает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, считающий сложившуюся в России практику освоения окраин контрпродуктивной. Распределение деловых центров по периферии повысит уровень комфорта и в центре города: освободившиеся офисные здания смогут занять учреждения культуры, гостиницы и другие значимые объекты.
Работа над ошибками
Главная проблема сегодняшних удаленных районов – отсутствие социальной и общественно-деловой инфраструктуры, считают специалисты. Так, по словам директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирины Ирбитской, появление в районах массовой застройки не только школ и магазинов, но и вузов, развлекательных центров, кафе и ресторанов, театров, музеев, паков и пешеходных улиц — необходимое условие для создания базы новой экономики.
«Именно эти вещи могут, должны и будут образовывать рабочие места новых формаций. Это ключевое требование к компактному городу», — подчеркивает эксперт.
Компактный город или город коротких расстояний — градостроительная концепция, которая подразумевает плотную застройку, «обозримость» и соразмерность с человеческими возможностями миграции из одной части в другую, а также равномерность в распределении функций по всей территории.
В уже сложившуюся схему застройки периферийных микрорайонов необходимо встраивать весь недостающий функционал, включая образовательную и деловую инфраструктуру. «Это неизбежно, — уверен исполнительный директор строительства делового комплекса «Лахта центр» Александр Бобков, — поскольку внутригородская миграция крайне непроста уже сегодня, и в условиях Петербурга она вряд ли улучшится в ближайшие 10-15 лет». Люди будут пытаться найти себе работу недалеко от места проживания, выбираясь в центр или в другие районы только в театр, в музей, на прогулку или в гости.
Mixed-use
Понятно, что для наращивания качества и разнообразия городской среды недостаточно усилий небольшого бизнеса, который сегодня создает деловую и прочую инфраструктуру российских спальных районов. Для «капитального ремонта» и качественного скачка требуется совсем другой масштаб коллективных усилий и инвестиций.
Одним из эффективных решений является строительство многофункциональных общественно-деловых комплексов с большим набором важных функций.
В отличие от микрорайона, концепция многофункциональности имеет более счастливую судьбу. Впервые идея «города в городе» возникла применительно к американским небоскребам и была символом новой жизни, соединения в едином пространстве всего, что необходимо горожанину. В конце 1980-х универсальные центры, в которых можно жить, работать, отдыхать, а также заниматься фитнесом и шопингом, стали активно строиться в Европе и во всем мире. И даже сугубо деловые комплексы, чтобы не казаться старомодными, стали обзаводиться лобби и дополнительными сервисами для горожан. Сегодня это может стать одним из решений для спальных районов.
Примером такого подхода в Петербурге может служить строительство общественно-делового комплекса «Лахта центр» в Приморском районе на севере Петербурга. Еще на стадии проектирования половина его полезных площадей была отдана под общественные функции, включая детский научно-образовательный центр с интерактивным научным музеем и вторым в Петербурге планетарием, инновационный центр, выставочный и концертный комплексы. На двух третях участка площадью 18 гектар будет устроен парк и променад вдоль Финского залива с амфитеатром и спуском к воде.
Пока такие проекты комплексного развития территории в России единичны, хотя в Европе они давно стали чем-то само собой разумеющимся. Именно так вернулись к жизни множество заброшенных доков в Амстердаме и Лондоне, в Марселе и Гамбурге. Менее масштабная реновация или застройка проводится вообще без лишней помпы, а градостроительные подходы и нормативы обновляются едва ли не каждое десятилетие. Но в России даже на пустой территории, что бы ни строили, получается «микрорайон» — у проектирования и строительства в новом стиле пока есть масса бюрократических и ментальных препятствий.
Квартал как основа компактного города
Еще одна «болезнь», от которой страдают обе столицы – бездумная застройка окраин городов и примыкающих к их границам территорий.
Новое строительство ведется еще по советским лекалам, а часто и вообще без каких-либо градостроительных ориентиров. Устаревшая микрорайонная застройка на огромных участках «в чистом поле» неудобна и небезопасна и продолжает плодить старые проблемы на новых городских окраинах. «Микрорайон представляет собой воплощение социалистической мечты – огромные пространства, которые никому не принадлежат», – напоминает архитектор Сергей Скуратов. «Это наследие модернистского эксперимента XX века, который оказался не очень удачным», — соглашается с ним московский архитектор и городской планировщик Ярослав Ковальчук.
Эксперты предлагают вернуться к классической квартальной застройке, с более плотной дорожной сетью и мелкой нарезкой кварталов. Помимо жилья, на специальных межквартальных территориях предполагаются общедоступные зоны отдыха и досуга, скверы, спортплощадки для всех окрестных жителей. Такое решение не только создаст новые возможности для совместного отдыха недалеко от дома, но и позволит снизить этажность без ущерба для ее плотности, а значит, и для экономических интересов девелопера.
Такой подход может привести даже к изменению социально-психологического климата: жильцы, регулярно встречающиеся на оздоровительных пробежках и детских площадках, рано или поздно становятся более сплоченными. Это ценно не только для самих горожан, но и для власти и бизнеса. «Практика показывает, что бизнесу максимально удобно иметь дело с развитым местным сообществом», — напоминает главный редактора интернет-портала UrbanUrban.ru Егор Коробейников.
Ухоженный исторический центр и комфортные, самодостаточные периферийные районы, населенные социально-активным средним классом – вот «идеальный город» в воображении урбанистов.
Воплощение этой мечты – дело не одного десятилетия. Однако девелоперы, архитекторы и планировщики, а также городские власти, кажется, приближаются к общему пониманию будущего. В результате уже в самое ближайшее время вектор городского строительства, несколько десятилетий указывавший в обеих столицах в направлении «центра», наконец может повернуться в сторону городских окраин, сделав города полицентричным.
Большинство европейских стран уже несколько десятилетий идет по пути гуманизации районов с индустриальной застройкой. Форматы улучшения городской среды самые разные – от масштабной реновации промзон до локального обогащения городской среды в жилых районах пешеходными и зелеными зонами, велодорожками и местами для отдыха и досуга.
Источник: Газета.ру