В Санкт-Петербурге всерьез задумались о введении платных парковок в центре города. Петербуржская администрация решила использовать на благо городского бюджета московский опыт. Вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян уверен, что переход к системе платных парковок неминуем для Северной столицы. «Безусловно, нам не уйти от ситуации с платными парковками по опыту Москвы, особенно в центральной части города. Я уже не говорю о скорых — два легковых автомобиля не могут разминуться на дороге. Если мы не сделаем центр платным до 2016 г., у нас будут серьезные проблемы», — сказал Оганесян, отвечая на вопросы в рамках доклада о Генеральном плане Петербурга в законодательном собрании.
Власти намереваются озвучить результаты работы по организации платных парковок уже в ближайшее время. «Юридический комитет уже закончил работу по формированию нормативно-правовой базы. Документы будут направлены на согласование в органы исполнительной власти», — подчеркнул, отчитываясь перед депутатами ЗАКСа, Оганесян.
Помимо проработки вопроса введения платных парковок, городские власти также увеличивают финансирование общественного транспорта: администрация вкладывает средства в организацию выделенных полос и закупает новый подвижной состав.
Утверждая необходимость введения платных парковочных мест для автомобилей, вице-губернатор прибегал к статистическим данным, которые удивили чиновников. Так, по данным ГИБДД, которые озвучил Оганесян, в 2012 году в городе стало на 400 тыс. автомобилей меньше, их количество снизилось с 1,84 млн до 1,45 млн. Парламентарии также не поверили в представленные данные. По их словам, в городе наблюдаются лишь увеличение количества машин. Оганесян предположил, что все больше людей стараются регистрировать свои автомобили в Ленобласти из-за пониженного налога.
Власти Санкт-Петербурга не впервые обращаются к вопросу организации платных парковок в центре города. Еще в апреле 2011 года были приняты поправки к федеральному законодательству, предоставляющие регионам право создавать платные парковки на дорогах.
Летом того же года, тогда еще Губернатор Санкт-Петербурга, Валентина Матвиенко внесла в Законодательное Собрание законопроект, расширяющий полномочия городской администрации в вопросе создания и использования на платной основе парковок на дорогах общего пользования регионального значения. Согласно законопроекту предусматривалось внесение ряда изменений в закон «О разграничении полномочий Законодательного Собрания и правительства Петербурга в области использования автомобильных дорог».
Так, расширялись полномочия администрации в установлении порядка создания и использования платных парковочных мест на дорогах и определении платы за них.
К 4 июля того же года документ прошел все необходимые согласования, в частности принят Законодательным Собранием 15 июня, и был подписан губернатором, а 25 числа того же месяца вступил в законную силу.
Экспертное сообщество отреагировало на новеллы неоднозначно. Противники инициативы утверждали, что это необъективная мера, призванная лишь пополнить казну, сторонники предсказывали увеличение транспортного потока и часовые «пробки» в центре. Решение вопроса «по наследству» перешло к новому губернатору города – Георгию Полтавченко, который распорядился первые парковки организовать в 2013 году, а в течение следующих лет организовать не менее 500 тыс. новых стояночных мест в городе.
Вновь возникла дилемма, когда дело дошло до цифр. Концепция программы была подготовлена и представлена на Совете по инвестициям в Смольном летом 2013 года. Документ предусматривал создание 65 тысяч платных парковочных мест в центре города, срок реализации проекта составлял порядка двух лет. Базовый тариф за парковку согласно документу составил 50 рублей в час. Всего планировалось создать четыре зоны, плата за стоянку в которых отличалась бы от базового тарифа в диапазоне от минус 20% до плюс 300%.
Стоимость оборудования одного парковочного места власти оценили в 75 тысяч рублей. Таким образом, для полного запуска проекта требовалось затратить порядка 5 миллиардов рублей. Проект должен был быть реализован на основе государственно-частного партнерства: инвестор за свой счет мог построить инфраструктуру, а потом в течение определенного времени зарабатывать. По истечении этого срока вся инфраструктура передавалась бы городу.
Критики концепции предложили ограничить парковки лишь рядом с памятниками архитектуры, а для борьбы с пробками в центре — ограничить въезд в него. Документ был отправлен на доработку.
В это же время настал срок подведения итогов эксперимента с введением платных стоянок в Москве. В столице проект стартовал еще 1 ноября 2012 г. Первый замглавы Департамента транспорта Евгений Михайлов заявил о резком снижении количества нарушений правил дорожного движения в центре столицы, а также повышении средней скорости движения автомобилей в приделах центра. Жители Москвы, в общем и целом, также высказывались положительно, критикуя лишь периодически выходящие из строя и отказывающиеся принимать банковские карты паркоматы и невозможность оплаты через смс.
Петербург откликнулся введением общественного обсуждения на сайте Комитета по инвестициям, в ходе которого выяснилось, что жители города поддерживают инициативу властей и предлагают заимствовать нюансы европейского опыта, и организацией круглого стола с участием экспертов и общественников, где участники высказывали различные мнения.
Так, сторонник проекта руководитель движения «Красивый Петербург» Красимир Врански назвал внедрение платных парковок в центре «запоздалым решением». «Каждый год у нас добавляется примерно по 100 тысяч машин. По Москве в результате внедрения платных парковок поток автомобилей в центре уменьшился на 10-15%».
Для решения проблемы парковки Врански предложил начать массовое строительство перехватывающих стоянок в спальных районах, чтобы люди из спальных районов и из Ленобласти доезжали до метро и оставляли там машины. «Также необходимо развитие сети общественного транспорта и улучшение работы полиции, которая сейчас практически не борется с нарушениями правил парковки», — отметил лидер «Красивого Петербурга», словно предсказав озвученные Оганесяном решения властей города.
Лидер общественной организации автомобилистов СПБ.АВТО Святослав Данилов озвучил данные опроса, проведенного в группе движения на тему введения платных парковок. Мнения разделились практически поровну: «за» высказались 49,3%, «против» – 50,7%. После того, как участников опроса попросили аргументировать свое мнение, почему они выступили против, стало понятно, что причиной негативной оценки является недостаточное информационное освещение проекта: люди просто не знают, чего им ждать от введения платы. Например, один из самых популярных аргументов был: «я живу в центре и я буду вынужден платить за парковку у дома».
Выступление вице-губернатора подтвердило, что Петербург решил положительно завершить проект введения платных парковок. Вопрос только в том, какая вариация проекта окажется предпочтительной. Согласно первому варианту, в городе организуют три территориальные зоны с различной почасовой стоимостью за парковочные места. Плата будет зависеть от степени близости к центру. Машины можно будет ставить в паркингах, на открытых автостоянках, обочинах.
Второй вариант предполагает организацию парковочных мест точечно, вблизи наиболее загруженных магистралей, и плата будет одинаковой на всей территории исторического центра. При этом парковка машин на соседних с магистралями улицах и проспектах будет полностью запрещена.
Инна Комарова