«Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох». Глава 9. РЖД. ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. РАЗВАЛ СССР — ВЗГЛЯД ИЗ «ГОСУДАРСТВА В ГОСУДАРСТВЕ»

«Петербургский формат» продолжает публикацию одной из книг, связанных с общественно-политическими фигурами Санкт-Петербурга.

Каждый вторник в 11 часов утра Вы сможете прочитать новые главки из книги «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох» издательства Митра, вышедшей в 2017 году.

Ельцин и Шушкевич летят в самолете. И Шушкевич говорит:
— Вот что будет, если самолет сейчас рухнет, и мы с тобой погибнем? Какой народ будет больше всего переживать?
— Ну, вот как какой? Украинский.
— Почему?
— Потому что с нами Кравчука не было.
8 декабря 1991 года Леонид Кравчук — президент Украины, Станислав Шушкевич — глава республики Беларусь, Борис Ельцин — президент Российской Федерации подписали Беловежское соглашение о прекращении существования СССР.
ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Ура, наконец, свобода. Наконец без галстука. Можно свободно погулять по улице, можно поговорить с друзьями на любые темы.
Это счастье. Конечно, у меня был очень большой перерыв в производственной деятельности, но именно это, может быть, меня вдохновляло. То, что я, наконец, могу заняться конкретной работой. Я был назначен заместителем начальника Октябрьской железной дороги по кадрам и социальной работе. Это та сфера, которая, конечно же, учитывая мою многолетнюю работу в комсомольских и партийных органах, была наиболее близка мне и понятна. Я действительно рассчитывал сделать что-то полезное.
Октябрьская дорога — это огромнейшее предприятие, которое начинается с Ленинградского вокзала в Москве и тянется до границы с Норвегией и от Белоруссии до Вологодской области. На этой территории работало более тысячи хозяйственных единиц. Это разные предприятия разного масштаба от многотысячных до хозединиц, где работало 5–10 человек. Это был коллектив достойнейший. Как говорили: «Дорога железная, а люди-то золотые».
И мне приходилось со всеми этими людьми иметь дело. В момент моего возращения на Октябрьскую железную дорогу я понял одну очень важную истину: главное в жизни — это не то, какую должность ты занимаешь, а то, как люди к тебе относятся. Да, перепад карьерный был огромнейший: от ответственного работника ЦК КПСС до заместителя руководителя конкретного предприятия. Но я испытал действительно чувство счастья от того, что меня помнят люди на железной дороге. И неплохо ко мне относятся. Я это ощущал и вовремя селекторных совещаний, когда на проводе были и Мурманск, и Великие Луки, и Москва, и Псков, и Бологое, и Ржев.
Всего тогда было 11 отделений на Октябрьской железной дороге. Поскольку сфера моей деятельности была кадры, то, естественно, мне приходилось иметь дело со всеми: и с путейцами, и с локомотивщиками, и со связистами, и с энергетиками, и с пассажирниками, и со строителями. Я был куратором социальной сферы, в которую входили медицинские учреждения, учебные заведения, система рабочего снабжения, торговые точки и точки общественного питания.
Тогда на Октябрьской железной дороге работало 185 тысяч человек. Это был наш коллектив. В том числе, почти 10 тысяч человек медицинских работников. Почти 10 тысяч человек педагогических работников. Несколько тысяч работников системы рабочего снабжения. И все это составляло единое целое вместе с работниками по профессии. И, может быть, поэтому говорили, что железная дорога — это «государство в государстве». Но такая система была придумана не в Советском Союзе. Это было сформировано и сложилось еще в царские времена. И это было мудрое решение.
Железные дороги соединяли разные части нашего Отечества, но при этом проходили и через безлюдную тайгу, и через пустыню, а позже — и через тундру. Пустыня пустыней, но там же должна функционировать железная дорога, а, значит, там должны были быть люди. Поэтому на протяжении железных дорог возникали поселения, деревни, поселки и даже большие города. Мне представляется, что была сформирована идеальная жизнеспособная система и структура из железных дорог и системы их управления.
РАЗВАЛ СССР — ВЗГЛЯД ИЗ «ГОСУДАРСТВА В ГОСУДАРСТВЕ»
В 1990 году я начал очередной этап своей железнодорожной карьеры. Конечно, это время было и сложное, и тревожное. Но самыми важными событиями в жизни страны и моей лично — стали события, связанные с разрушением советского государства. 19 августа 1991 года я был в местной командировке. И вдруг мне позвонил первый заместитель начальника железной дороги, который
исполнял обязанности начальника:
— Виктор Николаевич, пожалуйста, надо срочно встретиться, приезжай в управление дороги.
Я приехал. Он мне рассказал, что оказывается, в Москве создан ГКЧП, какие там волнения, демонстрации. Что в Ленинграде тоже волнения, что на Дворцовой площади митинг и руководство мэрии попросили немедленно перекрыть грузом, щебнем, песком Пулковское шоссе около станции «Аэропорт», чтобы преградить путь якобы идущим на Ленинград танкам Псковской дивизии ВДВ.
Мы пообсуждали эту проблему и пришли к выводу, что практически это невозможно. И надо им сказать, что мы готовы привезти щебень и песок в нужном количестве, но как они будут это разгружать, пусть думают сами. Потому что думпкарных вертушек у нас нет в наличии в данный момент. А другого оборудования, с помощью которого можно это разгрузить, не существует. Нам сказали: «Не можете, и не надо».
Дело в том, что это была полная выдумка на счет того, что якобы из Пскова дивизия ВДВ двинулась на Ленинград. Мы информацию имели достоверную, из уст наших железнодорожников, в том числе и в Пскове, и в Луге, и на других станциях. Я имею информацию о том, что путч организовывался по сценарию, разработанному лично Горбачевым. Лично. Но дело все в том, что этот сценарий не был реализован так, как он его предусматривал. Нашлись новые варианты.
Горбачев хотел избавиться от того партийного окружения, которое мешало ему закончить свою перестройку, которая должна была закончиться перестрелкой и потом перекличкой. Но поехали люди Бориса Ельцина во главе с вице-президентом Российской Федерации Александром Руцким спасать Горбачева, якобы заточенного непонятно кем в Форосе. А тот, бедный, так перепугался!
И сценарий этот превратился практически в антипод того, что было задумано. Я знаю об этом из уст человека, который был очень близок к Горбачеву, Аркадия Вольского, который в то время работал руководителем отдела промышленности ЦК КПСС. Он мне лично рассказывал примерно через год после тех событий, что Горбачев позвонил ему из Фороса по городскому телефону в Переделкино. Из Фороса, того самого, который якобы был полностью блокирован и перекрыт. Позвонил. И сказал: «Аркадий, там, в Москве будут некоторые события происходить. Ты не высовывайся. Ты мне будешь нужен». Я думаю, что уже этого факта достаточно, чтобы понять, что на самом деле происходило, кто на самом деле этот путч затевал, и почему путчисты оказались такими немощными и неспособными, хотя в их руках были все силовые структуры.
А вот уже несколько позже произошли действительно трагические события, когда руководители трех советских еще республик собрались в Беловежской пуще в резиденции «Вискули» (где мне довелось побывать еще школьником на экскурсии) и приняли решение о роспуске Советского Союза.
Продолжение следует…

Книга «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох» записана, обработана и составлена по его эксклюзивным рассказам журналистом Александрой Медведевой. Известной также выпущенной в 2009 году книгой «Пять лет с Валентиной Матвиенко».

В рассказах Лобко, которого называли «серым кардиналом Смольного» наполненных юмором и простыми бытовыми моментами мы увидим молодого Бориса Николаевича Ельцина конца 70-х годов, Валентину Ивановну Матвиенко начала комсомольской деятельности, Евгения Максимовича Примакова с оторванным рукавом пиджака в толпе на митинге в Баку, Леонида Ильича Брежнева здорового и полного сил. Мы видим как Ленинград превращается в Санкт-Петербург, а СССР — в Россию. Мы наблюдаем за тем, как рушилось и как восстанавливалось целое государство, как строили защитные сооружения города от наводнений и какими были первыми предвестники «майданов». Мы узнаем, как развивалась система РЖД в 90-ые годы. Мы видим Правительство периода правления Матвиенко и ее состав в неформальном виде: Александра Вахмистрова, Аллу Манилову, Михаила Осеевского и многих других. Мы узнаем основы кадрового управления государственной машины и некоторые нюансы избирательных кампаний.

Заказать книгу с доставкой за 700 рублей можно на сайте издательства «Митра» по ссылке