О возрождении стилей и образов промышленных объектов говорили в пятницу, 17 ноября, во второй день работы VI Петербургского Международного культурного форума на круглом столе «Промышленное наследие двух столиц: сохранение и популяризация». В камерной обстановке музейно-выставочного центра «Росфото» ведущие специалисты данной сферы обменялись опытом по исследованиям и продвижению методов сохранения и реконструкции исторических объектов промышленной архитектуры. Модераторами выступили доктор архитектуры профессор Маргарита Штиглиц (Санкт-Петербург) и координатор проекта «МосПромАрт», выступившего организатором мероприятия, Инна Крылова (Москва).
Напомним, что совсем недавно в Петербурге удалось удалось реконструировать несколько новых объектов. Например, в здании газгольдера совсем недавно открыли крупнейший в Европе планетарий, в здании бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале, – современное общественное пространство «Ткачи», а в ткацком корпусе Николаевской мануфактуры, что на Кантемировской улице, — разместили учебные корпуса Высшей школы экономики. В нулевые годы именно Петербург начал работу по выявлению, обследованию, включению в перечень объектов культурного наследия промышленных зданий и привлечению инвесторов к их реконструкции. Издали каталог, начали проводить экскурсии по промышленным объектам, которые утратили производительную функцию в 1990-е годы.
Тем не менее сегодня именно Москва задает тон в обновлении промышленной архитектуры. Первый заместитель руководителя департамента культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян, дипломатично похвалив коллег из Северной столицы, задавших моду на реконструкцию промышленной архитектуры, подчеркнул, что в Москве также озаботились данной проблемой. По его словам, «нельзя оставить Москву без промышленной архитектуры с ее изобилием фасадного декора, часто встречающегося в храмовом зодчестве, сочетание красного кирпича со светлой отделкой и декоративным оформлением карнизов и фасадов». Столица подошла к делу с присущим ей размахом: реконструированы уже десятки объектов, в реестр объектов культурного наследия только в последние годы включено порядка 110 объектов транспортной инфраструктуры: вокзалы, подстанции, депо, водокачки, дома стрелочников. Многие объекты уже обрели вторую жизнь.
В рамках круглого стола выступили архитекторы, ученые, девелоперы, аналитики, чиновники. Заслуженный строитель РФ, руководитель группы компаний «Голутвинская слобода» Андрей Огиренко поделился опытом создания общественной территории в центре Москвы на месте бывшей Голутвинской слободы с расположенной там ткацкой фабрикой Рябушинского и Истомина и храмом Николы Голутвина. Часть цехов и жилые дома сохранились, так что их только обновили, а вот многоэтажный паркинг выстроили в псевдофабричном стиле, удачно вписав его в окружающий ландшафт. Ведущий специалист КГИОП Наталья Воронина рассказала о реконструкции территории бывшего завода «Арсенал» на Выборгской стороне, а доцент кафедры теории и истории архитектуры СПбГАСУ Мария Гранстрем – о реновации территории Ижорских заводов.
Завершилось мероприятие выступлением заслуженного архитектора России, профессора МАРХИ Всеволода Калиша. Он рассказал о единственном памятнике русского конструктивизма за рубежом: в 1935 году советские строители построили в турецком городе Кайсери текстильный комбинат, который исправно служил до 1999 года. После закрытия производства долгое время не был востребован, а в 2013 году приступили к приспособлению производства в учебные корпуса университета. «И надо сказать, неплохо получилось», — констатировал Всеволод Калиш.