Мегаполисы всегда представляли большой интерес для жителей небольших населенных пунктов России с точки зрения улучшения качества жизни. Наличие хорошо оплачиваемых рабочих мест, высокий уровень медицинского обслуживания, возможность получить первоклассное образование – все это привлекает приезжих. Однако беспрерывное уплотнение населения влечет за собой ряд проблем: транспортных, экономических, экологических и психологических. О том, как качество жизни влияет на город и горожан, рассказали эксперты.
Марина Шишкина, член комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Санкт- Петербурга:
«Городская среда однозначно не очень хорошо влияет на качество жизни. В городе существует ряд проблем: экологическая (зеленых зон все меньше); проблема грязных фасадов, город не всегда качественно убирают. Существует и нетрадиционная проблема, о которой мало говорится, – это мусор. В Петербурге, например, нет хорошего перерабатывающего завода.
Попробуйте в соседней Финляндии выбросить мешок мусора. Вам выпишут такой штраф! А если проедетесь по Ленобласти — увидите, что творится с мусором там. Это проблема городской среды».
Андрей Иванов, архитектор-урбанист:
«Городская среда самым прямым образом влияет на качество жизни: чем больше город, тем в нем сложнее организовать комфортную жизнь. Отставание магистральной сети, перегрузка уличных сетей — характерные особенности Москвы и Петербурга. В таких крупномасштабных городах необходимо тщательно решать эти проблемы.
Существует дифференциация качества жизни в центре и на окраине. Тот, кто живет на периферии, но работает в центре, тратит много времени на дорогу, а значит, живет в дискомфортных условиях. Строительство же городов-спутников, я думаю, может еще более усугубить ситуацию. Они строятся, в основном, чтобы реализовать жилые проекты, это выгодно для инвесторов. Так устроен девелопмент.
Создавать рабочие места сложнее, и это более тонкий процесс. На первых порах обязательно возникнет дисбаланс между объемом возводимого жилья и количеством рабочих мест. Насколько я знаю, в «Лахта-центре» изначально запланировано создание рабочих мест, и это решение, верное с точки зрения градостроительной политики мегаполиса. По завершении возможным будет наращивание не типового жилья, а того, которое будет востребовано работниками огромного офисного центра».
Ольга Вендина, социолог, урбанист:
«Качество жизни людей проявляется через показатели повседневных условий. Возникновение в городе крупных строительных бизнес- и социальных проектов рождает вопрос: насколько они наполнятся городской жизнью, не связанной с бизнесом? К примеру, вспомним Дефанс в Париже. Там создано большое публичное пространство, где люди могут проводить свободное время. В столичном «Москва-сити» публичная составляющая представлена слабо. При этом стоит отметить, что эта территория благоустроена, но это слабо отражается на качестве жизни людей. То есть она остается преимущественно бизнес-территорией. Возможно, такие проекты не будут связаны с потребностями населения, но будут связаны с потребностями города. Ведь у города слишком много функций, и не все должны отвечать потребностям качества жизни людей».
Анфиса Калистратова, психолог:
«Жизнь в большом городе для взрослых людей — это непрерывный стресс. Здесь чаще встречается недоверие друг к другу, страх, что кто-то может причинить вред. Я часто путешествую по стране и скажу, что, по сравнению с населением отдаленных регионов, в Москве люди выглядят «одичалыми». В Петербурге в этом плане легче, но общий знаменатель присутствует. Сказываются на состоянии хронический недосып, усталость, еда на ходу, которые стали нормой, в отличие от желания и возможности провести время наедине с собой.
Я считаю, что проекты, подобные «Лахта-центру» и городу-спутнику «Южный», могут решить ряд проблем. Организация бизнес-центров по периметру города повлияет на создание рабочих мест в пределах определенного района. Соответственно, сокращается время на дорогу от дома до работы, что не только разгружает магистрали города, но освобождает людей от излишнего эмоционального напряжения».
Евгения Петрова