Городская жизнь формируется и кипит вокруг общественных пространств еще с античных времен. Своеобразные центры, вокруг которых сосредотачиваются ключевые события, существуют во всех крупных городах. Это правило не менялось на протяжении сотен веков. Однако в новых кварталах Петербурга зон общественной активности жителей не хватает катастрофически, да и исторически сформировавшиеся пространства постепенно размываются, перегруженные не свойственными им функциями.
Градостроительство Петербурга испытало на себе двойной удар. В советские времена при проектировании новых районов предполагалось, что для Северной столицы характерно осевое планирование. В целом, идея верная, если речь идет о центральных районах, но переложенная на огромные территории новостроек, да еще помноженная на социалистический размах, она оказалась пагубной для городской планировки. В итоге город получил огромное количество кварталов-«спальников». Типовые универсамы, совмещенные с бытовыми комплексами, никак не могли взять на себя функцию центров общественной жизни. Те площади, которые все-таки появлялись в новых кварталах массовой застройки, проектировались с гигантским размахом и тоже не могли стать центрами общественной жизни – именно из-за своей избыточности при полном отсутствии социальной инфраструктуры.
Второй удар петербургскому градостроительству нанесла рыночная экономика. В период становления рынка свободные места на существующих площадях активно распродавались под застройку. Показательна судьба площадей у станции метро «Пионерская» и Ладожского вокзала, полностью занятых торговыми центрами. Немного больше повезло площади у метро «Приморская» — ее полностью застроить не удалось из-за особенности расположения. В тех случаях, когда ни торговый центр, ни точку общепита разместить не представлялось возможным, территория полностью переходила во власть транспортного департамента. Такова судьба площади Победы, которую от коммерческой застройки спас монумент героическим защитникам Ленинграда, и Комсомольской, уцелевшей благодаря скверу. Однако обе они превратились в крупные транспортные развязки.
Между тем, как настаивают архитекторы, именно площади определяют лицо города, его имидж. И именно использование площадей и общественных пространств определяет развитие малого субъекта. «Общественные пространства – это не роскошь, — считает эксперт мастерской «Студия-44» архитектор Людмила Лихачева. – Это — лакмусовая бумажка, которая определяет степень общественной и предпринимательской активности населения. Именно площади, системы площадей создают «лицо города», а не здания и даже не улицы».
По мнению заместителя генерального директора по градостроительной деятельности «Института территориального развития» Владимира Аврутина, город как город создают именно общественные пространства. «Это не совокупность земельных участков, — объясняет он. – Если не создано объединяющих центров, системы общественных связей, то город становится деревней. Общественные пространства – это места, где коммуницируют жители, поэтому очень важно, чтобы а)их было много, б)они были высокого качества».
На качество обращает внимание и управляющий директор банка ВТБ Александр Ольховский. «Качественное общественное пространство, безусловно, может пойти городу только на пользу, — уверен он. – Правда, властям Петербурга необходимо учитывать фактор малой платежеспособности населения, поэтому создаваемые общественные пространства должны быть бесплатными. С этой точки зрения удачным примером можно назвать Новую Голландию до того момента, как она была закрыта на реконструкцию. Общедоступная территория, в то же время она оказалась привлекательной и для состоятельной публики, прежде всего, для молодежи. Молодые воспринимали пространство острова как креативную зону и с удовольствием туда приходили. А приток посетителей позволил, в свою очередь, развить в Новой Голландии и коммерческую деятельность».
По мнению Ольховского, успешным может быть и создание общественных пространств в районе Лахта-центра. «Общественные зоны на этих территориях могут существенно повысить качество жизни жителей Приморского района, и такой опыт можно будет только приветствовать. Правда, потребуется решать транспортную проблему – любая общественная зона будет привлекать к себе дополнительные людские потоки, поэтому перед городской администрацией встанет задача обеспечить доступность этих территорий», — отмечает эксперт.
С точки зрения директора Центра общественных экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, общественные зоны городу не просто нужны, а необходимы. Но сегодняшняя проблема не в том, что их нет, а в том, что городские власти до сих пор не определили, что нужно считать городской зоной и как ее эксплуатировать.
«Вопрос не в отсутствии общественных пространств, — комментирует эксперт. – Вопрос в их качестве и в осмысленности стоимости этого качества. У нас до сих пор не определили, как считать экономическую эффективность этих зон и объем расходов. Необходимых для ее содержания. Американцы решают этот вопрос просто – они привязывают стоимость к экономической эффективности – логика простая: улица, которая лучше выглядит, более эффективна экономически, поскольку она лучше посещается и, следовательно, более коммерчески притягательна. А у нас еще только приступили к составлению реестра недвижимости, институт оценки делает первые шаги. И потребуется еще лет 20, чтобы хотя бы оценить уже существующие общественные пространства», — уверен он.
Кира Обухова