«Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох». Глава 6. Смольный-2. ХОДЫРЕВ

«Петербургский формат» продолжает публикацию одной из книг, связанных с общественно-политическими фигурами Санкт-Петербурга.

Каждый вторник в 11 часов утра Вы сможете прочитать новые главки из книги «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох» издательства Митра, вышедшей в 2017 году.

Заказать книгу с доставкой за 700 рублей можно на сайте издательства по ссылке

ХОДЫРЕВ
С Владимиром Яковлевичем Ходыревым мы знакомы еще с тех времен, когда я был комсомольским работником. Он в то время уже был секретарем Смольнинского райкома КПСС, потом он был заведующим отделом науки и учебных заведений в обкоме партии.
С тех пор является очень уважаемым человеком среди ректоров городских ВУЗов. Поэтому и до сегодняшнего дня он является членом Совета ректоров. Это необычное явление, но это как раз признак того уважения, которое он заработал, занимаясь развитием учебных заведений.
Потом он был вторым секретарем ленинградского горкома КПСС. Это очень непростая должность, потому что у нас всегда обком считался главным. Но обком всегда мог спросить с тех, кто работал в горкоме за то, что происходит в городе. А это, как известно, очень сложный участок. Потому что в пятимиллионном городе всегда что-нибудь случается, всегда есть проблемы, всегда есть трудности. Тем не менее, именно своим отношением к делу и способностью находить решения, неугомонностью, он заслужил такое уважение и доверие, что был рекомендован к избранию в председатели Ленгорисполкома.
На этом посту он сменил Льва Николаевич Зайкова. Зайков, конечно, фигура мощная. Это человек, который до этого проработал 20 лет генеральным директором объединения «Ленинец» — одного из крупнейших предприятий Ленинграда. И он уступил место председателя Ленгорисполкома Владимиру Ходыреву. Но при этом он хорошо знал, где, как и что устроено. И, став первым секретарем обкома КПСС, он с бедного Ходырева «стружку снимал» и не раз. Причем с большим усердием. Но у Владимира Яковлевича есть способность устоять при любых испытаниях. И он действительно очень активно проводил линию Ленинграда и в республиканских органах власти и в союзных органах власти. Поэтому время его правления осталось в памяти ленинградцев как динамичный и развивающийся. Хотя завершался он как раз в то время, когда состоялся развал нашей страны революцией 1991 года. Ходырев оказался последним советским руководителем нашего города.
Но, даже после того как он ушел со всех этих постов и остался как бы не у дел, у него дел хватило еще на столько же лет, не меньше. Он никогда не оставался равнодушным ни к чему, что происходит в городе. Он участвовал всегда во всех мероприятиях, во многих общественных организациях. Он считал своим долгом общаться и периодически высказывать свою точку зрения и губернатору Санкт-Петербурга, и в Законодательном собрании.
Несколько раз его кандидатура выдвигалась для избрания Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Но либерально настроенные депутаты «костьми ложились», чтобы не допустить присвоения звания почетного гражданина города советскому руководителю. Честно говоря, это не справедливо. И такое поведение не от большого ума. Потому что я не могу найти ни одного из этих активных либеральных деятелей, который хоть немножко был бы достоин этого действительно великого гражданина нашего города. У меня всегда вызывал восхищение его жизнерадостный настрой. Он на 15 лет меня старше, но я всегда старался равняться на него. У него столько энергии, столько замыслов, столько идей и столько желаний! Причем не ради корысти, а ради того, чтобы город наш жил лучше и был краше.

Владимир Яковлевич Ходырев (род. 19 мая 1930) — Президент некоммерческого партнерства «Транспортный союз СевероЗапада». В прошлом — советский партийный и государственный деятель.

Родился в Сталинграде 19 мая 1930 года. Там же проживал во время Великой Отечественной войны, будучи свидетелем, а иногда и непосредственным участником обороны города.

В 1953 году окончил Ленинградское высшее арктическое морское училище имени адмирала С. О. Макарова, обучался в аспирантуре. В 1954 году вступил в КПСС.

В 1955—1957 — штурман дизель-электрохода «Лена». Участвовал в первой советской Антарктической экспедиции, в строительстве станции Мирный в 1956 году.

С 1957 года работал младшим научным сотрудником, начальником сектора в Центральном НИИ морского флота (ЦНИИМФ).

В 1961—1966 — инструктор отдела транспорта и связи Ленинградского обкома КПСС, курировал морской и речной флот.

В 1966 году временно ушёл с партийной работы в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ), где создал сектор проектирования судов типа «река — море» и факультет судоводителей для этих судов. Избран секретарём парткома ЛИВТ.

В 1972 году назначен директором ЦНИМФ.

С 1974 — первый секретарь Смольнинского райкома КПСС Ленинграда, позже стал заведующим отделом науки и учебных заведений в Ленинградском обкоме. С 1979 года работал секретарём Ленинградского горкома, с 1982 года — вторым секретарём обкома КПСС.

21 июня 1983 года был избран председателем исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов.

В годы работы на этой должности В. Я. Ходырев большое внимание уделял проблеме транспортной инфраструктуры города. Так, в этот период были открыты новые станции метрополитена: «Площадь Александра Невского-2», «Проспект Большевиков», «Пионерская», «Улица Дыбенко», «Рыбацкое», «Озерки», «Проспект Просвещения». Обновлён аэровокзал «Пулково-2». Началось строительство комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. Кроме этого, построены новые учебные корпуса Ленинградского государственно-

го университета. Начата передача храмов Ленинграда верующим. Приняты первые постановления о возвращении улицам города исторических наименований. Созданы первые совместные предприятия: «Лентэк», «Ленимпэкс», «Ленвест».

Зарегистрирована первая Ассоциация коммерческих банков. Установлен памятник М. В. Ломоносову на Менделеевской линии Васильевского острова.

3 апреля 1990 года освобождён от работы в соответствии с личным заявлением.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов (1983—1989), членом ЦК КПСС (1986—1990).

В 1996 году баллотировался на пост губернатора Санкт-Петербурга, по результатам голосования занял 7-е место.

В 2008 году выдвигался городским Законодательным Собранием на звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга.

Однако незадолго до голосования В. Ходырев снял свою кандидатуру, объяснив это тем, что поскольку самая многочисленная фракция «Единая Россия» будет голосовать за своё предложение, он не считает возможным, чтобы представление некоторых заслуженных граждан города в третий раз не получило поддержки в ЗАКСе. В том году Почётными гражданами были избраны генеральный директор ОАО «Метрострой» В. Н. Александров, академик Н. П. Бехтерева и футбольный тренер Д. Адвокат.

С 2011 года — президент некоммерческого партнёрства «Транспортный союз Северо-Запада» — добровольного объединения юридических лиц, отраслевых союзов и ассоциаций всех видов транспорта, транспортного строительства, дорожного хозяйства и экспедиторов, желающих своими усилиями способствовать осуществлению целей консолидации и координации деятельности транспортников Северо-Запада России по защите членов партнёрства в государственных и муниципальных органах власти, органах управления, международных организациях и объединениях, повышению конкурентоспособности предприятий транспортного комплекса и связи, защиты экономических и финансовых интересов партнёрства.

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга III класса. Кандидат технических наук. Автор ряда изобретений. Академик Санкт-Петербургской инженерной академии и Международной академии человека и экологии.

Председатель Санкт-Петербургского общественно-политического движения транспортников; член Президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга; член Союза российских судовладельцев; член Морского собрания Санкт-Петербурга; член Президиума общественного движения «Промышленность Санкт-Петербурга»; сопредседатель Всероссийского земского союза; Председатель правления СРО НП «ЭнергоСтандарт».

Награждён правительственными наградами — двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами «Знак Почёта», Октябрьской Революции, Дружбы народов, орденом Почёта, многими медалями, а также орденом Сергия Радонежского III степени.

Продолжение следует…

Книга «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох» записана, обработана и составлена по его эксклюзивным рассказам журналистом Александрой Медведевой. Известной также выпущенной в 2009 году книгой «Пять лет с Валентиной Матвиенко».

В рассказах Лобко, которого называли «серым кардиналом Смольного» наполненных юмором и простыми бытовыми моментами мы увидим молодого Бориса Николаевича Ельцина конца 70-х годов, Валентину Ивановну Матвиенко начала комсомольской деятельности, Евгения Максимовича Примакова с оторванным рукавом пиджака в толпе на митинге в Баку, Леонида Ильича Брежнева здорового и полного сил. Мы видим как Ленинград превращается в Санкт-Петербург, а СССР — в Россию. Мы наблюдаем за тем, как рушилось и как восстанавливалось целое государство, как строили защитные сооружения города от наводнений и какими были первыми предвестники «майданов». Мы узнаем, как развивалась система РЖД в 90-ые годы. Мы видим Правительство периода правления Матвиенко и ее состав в неформальном виде: Александра Вахмистрова, Аллу Манилову, Михаила Осеевского и многих других. Мы узнаем основы кадрового управления государственной машины и некоторые нюансы избирательных кампаний.