Лето-2015 запомнится петербуржцам двумя громкими скандалами, источником которых, осознанно или нет, стала Церковь. Первый связан с музеем «Исаакиевский собор», в состав которого входят 4 собора (Исаакиевский, Смольный, Сампсониевский и Спас-на-крови), второй – с Мефистофелем, сбитым, как изначально сообщалось, сторонниками строящейся напротив дома-памятника церкви.
В конечном итоге оба скандала сошлись на одном имени – Николай Буров, принадлежащем Народному артисту России, экс-чиновнику, директору музея «Исаакиевский собор». Он стал директором музея четырех соборов 7 лет назад, сменив на этом посту Николая Нагорского. И с удовольствием занимался своим делом, стараясь объединить интересы храма и верующих с интересами просвещения, год от года увеличивая число посетителей, продлевая в сезон работу Исаакиевского собора до почти круглосуточной (с 10.00 до 5.00, когда закрывался вход на колоннаду). В настоящее время музей 4 соборов приносит десятки миллионов рублей в казну города в виде налогов и при этом полностью содержит себя, включая расходы на эксплуатацию и реставрацию памятников архитектуры. Этот уважаемый человек возглавляет городскую Общественную Палату, его мнение ценят не только власти предержащие, но и простые горожане.
Поэтому письмо, распространенное протоиереем Санкт-Петербургской епархии настоятелем Сампсониевского собора Александром Пелиным, в котором некий «альпинист» обвиняет Николая Бурова в заказе уничтожения Мефистофеля, стало громом среди ясного неба. Сам священник объясняет свой поступок желанием защитить Церковь от навета. Однако, известно, что между настоятелем Сампсониевского собора, вступившим на эту стезю в январе текущего года и директором музея существовали разногласия. Александр Пелин в интервью корреспонденту «Воды живой», размещенном на сайте Митрополии, сказал: «Собор потрясающий по красоте и сохранности, но предстоит многое сделать, чтобы между музеем и церковной общиной было подлинное единство. Пока община существует в соборе на правах гостей. А концепция соработничества, о которой говорит Святейший Патриарх Кирилл, и которую поддерживает митрополит Варсонофий, предполагает совместную деятельность на благо Церкви, общества, государства. Община существует в соборе не для того, чтобы быстренько отслужить службу и уйти. Она там, чтобы оживлять эту жизнь». То есть ежедневных служб, проходящих в соборе, настоятелю недостаточно. Он хочет получить храм в безвозмездное и бессрочное пользование.
Интересы города, защищаемые Николаем Буровым, предполагают, однако, совсем иное. Город сегодня не готов взять на себя финансовые расходы на эти храмы-музеи, кстати, единственные в стране, полностью себя обеспечивающие. Глава Комитета по культуре Константин Сухенко заявил, что официальный ответ о нецелесообразности передачи музея 4 соборов епархии уже направлен в Смольный. Теперь решение за губернатором. И тут встает вопрос: попытка опорочить имя директора музея не есть ли способ оказать давление на градоначальника? Ведь не может же человек, заказавший уничтожение известного барельефа, руководить храмом искусства? А стоит убрать стеной стоявшего на защите музея руководителя, и проблема решится сама собой. И в этом ракурсе настоятель Сампсониевского собора выглядит уже совсем в другом свете.
В середине августа ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, архиепископ петергофский Амвросий призвал всех петербуржцев, говоря о храмах — объектах культурного наследия – не забывать о том, что главные храмы – это люди, и Церковь печется, прежде всего, о них. По его мнению, не должны архитектурные памятники разделять людей. Правда, он тут же заметил, что Церковь просит вернуть в бессрочное и безвозмездное пользование не музеи, а соборы, и на это у нее есть все законные основания. И в этом утверждении тоже есть лукавство. Потому что как во всеуслышание заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Исаакиевский собор никогда не принадлежал Церкви, он всегда находился в ведении Министерства двора. Как и Эрмитаж. Так что правильнее было бы присоединить этот музей к Эрмитажу. И Николаю Бурову эта идея понравилась гораздо больше, чем передача объектов культурного наследия Петербургской Митрополии.