Экологи и жители Приморского района бьют тревогу. Зеленый уголок Петербурга – заказник «Юнтоловская лесная дача» превращается в свалку бытовых отходов и химикатов. Ещё пару десятков лет назад здесь росли редкие растения, занесенные в Красную книгу. Юнтолово постепенно гибнет и уходит под застройку.
Петербург нельзя назвать «зеленым» городом. Только четыре процента его земель – это заказники. Один из них – «Юнтоловская лесная дача». Сегодня он со всех сторон окружен промышленными и жилыми объектами, которые серьезно ухудшают экологическую обстановку. С юго-запада от Юнтолово расположена Северная станция аэрации, с запада — Северо-Западная ТЭЦ и жилой комплекс, с севера и северо-востока – ЗСД и совхоз «Пригородный», где, активно применяя нитраты, выращивают капусту.
Правда еще совсем недавно с экологией в Юнтолово все было не так печально. В 1990-е годы в заказнике ещё существовала «буферная» зона – к востоку от реки Каменки до Планерной и Камышовой улиц и территории на севере. А в последние несколько лет эта зона практически исчезла. С запада началось строительство жилого комплекса «Юнтолово», со стороны улицы Планерной возвели участок Западного скоростного диаметра. У заказника осталась только охранная зона, правда, экологическая обстановка в ней оставляет желать лучшего. День за днем она превращается в большую помойку. Отходы от жизнедеятельности человека постепенно заполняют Юнтолово.
Городские власти как будто забыли про Юнтолово. В сводках из Смольного «Юнтоловская лесная дача» в последний раз упоминалась в связи с отказом городских властей от планов возвести здесь новый зоопарк. После этого – ни слова.
Между тем, в 2013 году специалисты исследовали реки Каменка, Черная и Юнтоловка, проходящие через заказник, а также Лахтинский разлив, куда они втекают. Концентрация нитратов в пробах воды оказалась там в 10–25 раз выше нормы. Химикаты, оказавшиеся в воде, – это результат активного освоения Юнтолово промышленными объектами. Так, еще в 2006 году на месте будущего завода «Ниссан» было вырублено около 500 га заболоченного леса, территория осушена, а русло реки Черной «отодвинуто» в сторону, чтобы разместить производственные корпуса автоконцерна. В результате уже с 2008 года состояние реки Черной, питающей заболоченные территории Юнтоловского заказника, стало стремительно ухудшаться, что было отмечено местными жителями.
Строительство жилого комплекса «Юнтолово», который возводит Главстрой-СПб Олега Дерипаски, также не идет на пользу заказнику. Когда стройка закончится, рядом с заказником окажется целый жилой квартал.. Сейчас расстояние между западной границей заказника и жилым кварталом «Юнтолово» насчитывает всего около 30 метров. Для человека естественно искать место отдыха на природе рядом со своим домом, поэтому можно предположить, что природные территории заказника будут активно осваиваться новоселами. В результате окажется под угрозой охранная зона, где произрастают редкие виды растений.
Но серьезнее, чем мусор от пикников, на экологию влияет северный участок ЗСД, который прошёл по буферной зоне заказника. Несмотря на усилия активистов движения «Сохраним Юнтолово» и жителей района, проект был реализован как необходимый для создания транспортной инфраструктуры города. Чтобы свести к минимуму ущерб природе и оставить вход в парк, часть дороги подняли на эстакаду и провели её звукоизоляцию. Но когда новый участок ЗСД начал работать, оказалось, что эти технические решения не слишком эффективны.
Другой опасностью для Юнтолово от ЗСД стало то, что участок шоссе до сих пор не оборудован ливневой канализацией, призванной предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами, содержащими нефтепродукты и тяжелые металлы. Все эти химикаты попадают в почву, а затем в грунтовые воды.
В проекте, по словам координатора движения «Сохраним Юнтолово» Татьяны Скроденис, предусмотрены меры по минимизации экологического вреда, но даже если на бумаге эти меры выглядят убедительно, у экологических активистов нет уверенности в том, что они будут реализованы именно так, как описано в проекте.
Между тем, в пресс-службе также заверили, что «при строительстве и эксплуатации Северного участка ЗСД, в том числе и на участке, проходящем в районе Юнтоловского заказника, выполняются все необходимые природоохранные мероприятия». В рамках этих мероприятий, как заявляют представители компании, «на Северном участке магистрали установлено 18 локальных очистных сооружений и 41 гидроботаническая площадка»
Вместе с тем, общественные активисты заявляют, что не видят реальных результатов деятельности застройщика по защите окружающей территории от вредных факторов воздействия скоростной дороги.
Недоверие защитников Юнтолово вызвано еще и тем, что ранее, как говорят активисты, проектировщики ЗСД обещали восстановить верхний слой торфяной почвы под эстакадой на участке трассы, которая проходит по Юнтоловскому заказнику. Он был снят перед началом строительства. По словам Скроденис, эти обещания выполнены не были.
Евгений Крылов