Коммерческие общественные перевозки в Петербурге необходимо реформировать, но чиновникам это невыгодно. Такое мнение в разговоре с «Петербургским форматом» высказал директор центра экспертиз «ЭКОМ», эксперт комиссии Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству Александр Карпов.
«Есть рынок, и есть административный рынок. Рынок — это, когда в конкурентной, защищенной среде покупатель реагирует на какое-то предложение продавца и соглашается или не соглашается на приобретение, понимая, что у него есть альтернатива. Административный рынок — это, когда администратор рассматривает жалобы, поступающие из разных источников, взвешивает их по своему разумению и назначает условную цену, распределяя ресурсы. В этом случае реальный торг происходит не между потребителем и поставщиком, а между жалобщиком и распределителем, — пояснил Карпов. — Мы в этой ситуации как потребители, в любом случае, оплачиваем не повышение эффективности транспорта, а либо повышение доходов того, кто жалуется, либо повышение доходов того, кто регулирует. В общем, в этом отношении нам практически все равно. Потому что, если будет выше стоимость проезда, то мы заплатим больше. Если цена не повысится — сократится, допустим, количество маршрутов, будем вообще пешком ходить».
Как считает эксперт, нужно обсуждать не цену проезда, а формирование маршрутной сети и принцип, на котором осуществляется допуск перевозчиков к этой сети. Дело в том, что самые прибыльные маршруты проходят через центр, и все компании, работающие на рынке коммерческих перевозок, стремятся их заполучить. Даже, если пассажиру нужно добраться с одной окраины на другую, скорее всего, он поедет через центр, потому что маршрутов в обход центральных районов нет. Исправить эту ситуацию мог бы переход на иную систему оплаты проезда — в зависимости от количества километров или зон, которые проехал пассажир (как в электричках), чтобы человек мог пересаживаться с одной маршрутки на другую без дополнительной оплаты. Но чиновникам Смольного менять существующую систему невыгодно, считает Карпов.