Анатолий Вассерман приехал в Петербург и раскрыл секрет развития ума

Анатолий Вассерман приехал в Петербург и раскрыл секрет развития ума

ВассерманВ Петербурге с лекцией об уме выступил Анатолий Вассерман. Умный дядька с бородой собрал полный зал в Social Club на ул. Рубинштейна, куда билеты стоили по 400 рублей. Известный публицист, участник интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра» решил поведать всем желающим, что он думает про ум. Зал был полон слушателями самого разного возраста. Как выяснилось позже, присутствовал там и отец лектора, который в перерыве незаметно покинул зал.

— Я никогда не готовлюсь к лекциям, — начал Анатолий Вассерман, — предпочитаю плыть по свободному потоку ассоциаций. Это свойство нашего ума, когда сочетание привычных вещей порождает непредвиденное.

Корреспондент «Петербургского формата» взял блиц-интервью у лектора.

— Анатолий Александрович, создание единого мирового производства может привести к стиранию границ между государствами?
— Нет, конечно. Во-первых, через 10 лет появится только техническая возможность создания единого мирового производства. А когда мы ею воспользуемся, зависит от того, успеем ли мы провести все необходимые научные исследования. Во-вторых, единство производства вовсе не требует единства общества в целом. Наоборот, сейчас самый перспективный путь разделения труда – это разнообразие во всем. Еще в 2002 году я написал статью «Глобализация – это разнообразие», где показал, что глобализация может стать полезной только в том случае, если предоставит каждому производителю доступ ко всему разнообразию желаний потребителей, а каждому потребителю — доступ к разнообразию возможностей производителя. Так вот сейчас самый перспективный путь разделения труда – это разделение по разнообразию производителей и потребителей. А это разнообразие, в свою очередь, должно поддерживаться еще и разнообразием законодательных систем, то есть разнообразием государств. Более того, с чисто юридических соображений следует, что разнообразие юридических систем, в конечном счете, полезно для каждой из них, то есть единое производство — вообще не означает единства общества во всех остальных отношениях и ликвидации государств.

— Какое влияние оказывает религия на целостное восприятие мира?
— Я — атеист, автор математического доказательства невозможности и ненужности бытия Божия. Это доказательство опубликовано в журнале «Октябрь» в 2007 году (7 номер). Статья называется «Дилогия атеизма», она в Интернете доступна. Но к религии, как к общественному институту, я отношусь с уважением. В данном случае, я согласен с мнением Фридриха Августовича фон Хайека. Он в книге «Пагубная самонадеянность» показал, что развитие человечества происходит путем эволюции, движущей силой которой оказывается конкуренция обществ с разными правилами поведения. Но поскольку правила поведения, способствующие развитию общества, не вычислены теоретически, а отобраны эмпирически, причем, в результате неосознанной толком конкуренции, то получается, что сами эти правила выглядят необоснованно и всегда есть множество желающих нарушить их просто, чтобы посмотреть, что получится. Так вот, по Хайеку, религия подкрепляет сложившиеся правила ссылкой на высший авторитет, чтобы никому неповадно было нарушать их без явной необходимости. Когда-то, в 1990-е годы я был полностью очарован Хайеком, сейчас я с ним в очень многом не согласен, но это его рассуждение вполне разделяю. Поэтому я, несмотря на весь свой атеизм, не считаю нужным как-либо разрушать общественный институт религии. Возможно, когда-нибудь, он отомрет за ненадобностью, но в обозримом будущем всегда будут люди, не уверенные в своей способности соблюдать сложившиеся правила самостоятельно и нуждающиеся в подкреплении этих правил внешним авторитетом.

— А внедрение религии в школы не мешает ли детям постигать мир в целости?
— Подозреваю, что нет. Дело в том, что само формирование целостной картины мира первоначально формировалось в рамках религиозного сознания. Если есть Бог – создатель всего, значит, во всем, что мы наблюдаем, есть некое единство и наша задача — это единство постичь. Насколько я могу судить, большая часть нынешних пропагандистов и рекламистов религии проповедуют, помимо прочего, и этот тезис, и в этом смысле религия, конечно, не помогает формированию такой картины, но и не мешает.

— Тогда как посоветуете обучать детей, чтобы у них все же сформировалось целостное видение мира?
— Школа не повредит, хотя в современном своем виде и не очень поможет формированию общей картины мира у детей. Но это и не страшно. У меня формирование целостного видения мира началось с того, что я у соседей по лестничной площадке обнаружил недавно вышедшую Детскую энциклопедию. Первое издание выходило с 1958 по 1960 год, я ее обнаружил в 8 лет, в конце 1960 — начале 1961 года, а к 10 годам я закончил ее читать. Детская энциклопедия, в отличие от взрослой, строится не по словарному принципу, а по тематическому. Там каждый том посвящен какой-то одной части картины мира и содержит ссылки на другие части, так сказать, сшивая их в единое целое. Это неплохой способ формирования общей картины мира. Не знаю, как нынешнее издание, к которому приложили руку разнообразные эффективные менеджеры, но первое, безусловно, очень хорошее и, кстати, в Интернете оно есть. Я его скачал на свой компьютер.

Так как желающих пообщаться с лектором лично было много, пришлось на этом вопросе закруглиться.

В ходе самой лекции Анатолий Вассерман высказал мнение, что в последние 25-30 лет система образования во всем мире претерпела серьезные изменения: теперь не учат постигать целостную картину мира, что само по себе развивает ум, а выдают знания частями, отучая людей мыслить. Поэтому каждый должен сам постигать красоту и совершенство окружающего мира. И для начала необходимо прочесть, как минимум, 4 книги: «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, «Сумму технологий» Станислава Лема, «Слепого часовщика» Ричарда Докинза и «Структуру реальности» Дэвида Дойча.

«Эти книги дают только общий фон целостной картины мира, — отметил он, — опираясь на них, придется много работать. Результата можно добиться не столько путем научения со стороны, сколько самостоятельными усилиями. И один из способов развития ума – участие в интеллектуальных играх».

В ходе лекции, Анатолий Вассерман затронул и тему искусственного интеллекта, который, по его мнению, не заменит человека, а станет его помощником.
«Искусственный интеллект будет воспринимать окружающий мир иными способами, нежели естественный, — утверждает знаток, — а значит, будет нуждаться в иных ресурсах, будет менять иные части мира, нежели люди. Он, конечно, будет понимать полезность объемного мира, но, вряд ли сможет решать задачи, которые перед собой ставит человек».

Анатолий Вассерман считает, что создание искусственного интеллекта – задача очень сложная. Гораздо проще другая – планирование мирового производства, как единого целого. «Лет через 10 человечество создаст вычислительную мощность, позволяющую в облаках составлять такой план менее, чем за сутки, и предлагать цели, наиболее актуальные в каждый конкретный момент, — утверждает он. – Суммарная производительность человечества вырастет в несколько раз».

Л.Г., Петербургский формат