«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», — сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин, передает ИТАР-ТАСС
Свои соболезнования в связи со смертью Плисецкой выразил президент Владимир Путин, сообщила пресс-служба Кремля.
Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал смерть балерины великой трагедией. «Мне всегда казалось, что Плисецкая будет жить вечно. Мы готовились отмечать ее 90-летие. Она была великой балериной, великой актрисой, великой женщиной, великой женой — ее брак с Родионом Щедриным был образцовым явлением семейного счастья», — отметил экс-министр.
«Невозможно поверить, что ушла из жизни Майя Михайловна Плисецкая. Вместе с ней нас покинула целая эпоха — в балете, в искусстве, в культуре. Гениальная балерина, новатор и художник, свято поддерживающий великие традиции русского балета, она всю свою жизнь посвятила служению ему, с 1943-го года выступала на сцене Большого театра. Для всех нас она останется несравненным лебедем, страстной и нежной Кармен, неподражаемой Анной Карениной, легкой Китри», — говорится в телеграмме министра культуры РФ.
Мединский выразил соболезнования родным и близким Майи Михайловны, в первую очередь ее мужу и партнеру в искусстве Родиону Щедрину, ее коллегам, ученикам, всем поклонникам ее необыкновенного таланта.
«Великую балерину, прекрасную женщину Майю Плисецкую нельзя ни с кем сравнить, ее талант уникален, вместе с ней ушел целый мир, мир ее души, ее реализованных и нереализованных творческих замыслов. Но плеяда созданных ею неподражаемых образов навсегда останется и в сокровищнице балетного искусства, и в сердцах всех почитателей ее таланта, всех любителей русского балета», — заключил министр культуры? сообщают РИА Новости.
Похороны балерины пройдут в России, добавил Владимир Урин.
Страница в социальной сети в Вконтакте уже наполняется отзывами и сожалениями: «Как же мне плохо! Это невозможно представить! Очень тяжелый момент для меня и Всего мира. Благодаря Великой Майе Плисецкой я полюбила балет и начала танцевать! Легенда! Мечта быть такой как она. Но знаю, что никогда не буду и никто не будет!»
«Хотел поздравить на юбилее 85лет, не получилось войти на сайт. Написал Щедрину : Наверное природе было суждено , дать нашему народу это откровение . Легенду русского балета и давно , не просто имя — целое явление. Огромные глаза и нежный женщины овал и твердость губ в её лице мы привыкали видеть это, но в нём как зашифрованное кароженый труд, и музыка и красота балета. Признаюсь я не балетоман да и стихи какие то не складные, но только для ПЛИСЕЦКОЙ в этот день хотелось сделать что нибудь приятное. Не знаю читала она это или нет? Главное она была Кармен (не девчонка с улицы) , а Кармен с нашей планеты, весёлая, безгранично талантливая с невероятной работоспособностью., — пишет Алексей Минаев.
Майя Михайловна Плисецкая, выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В 1943 году она окончила Московское хореографическое училище, была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.
Став известной сразу же после окончания училища, Майя Плисецкая начала с того, что создала собственный стиль. Стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Наделённая живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, балерина упорно выстраивала свой уникальный артистический образ.
Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945 году на премьере «Золушки» С.С. Прокофьева, где Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени. Благодаря своему феноменальному прыжку, выразительной пластике и острому ощущению ритма балерина развернула дивертисментную миниатюру «Осень» в драматичную танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и несколько легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным. Таким же контрастом по отношению к стилю «большого балета» 1950—1960-х годов выглядели почти все сценические создания Плисецкой, в том числе и её исполнения главных партий в академических балетах «Раймонда» и «Дон Кихот». Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы.
Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен («Кармен-сюита») — одна из главных ролей Майи Плисецкой в репертуаре Большого театра. Майя Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), в которых выступила как первая исполнительница главных партий. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова. В 1983—1984 годах М.М. Плисецкая была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988—1990 годах — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид). Она сотрудничала с выдающимися хореографами мира, «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара.
В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Р.К. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию. С 1990 года М.М. Плисецкая выступает с концертными программами за рубежом, ведёт мастер-классы. В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс «Майя», посвящённый творчеству Майи Михайловны Плисецкой. В том же году вышла в свет книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая…», вызвавшая колоссальный общественный резонанс в мире.