В понедельник, 31 октября, бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания принял решение рекомендовать депутатам принять законопроект «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в первом чтении десятью голосами «за» при одном воздержавшемся (Ирина Иванова).
Принятию такого решения предшествовало длительное обсуждение данного законопроекта. Доклад председателя Комитета финансов Алексея Корабельникова содержал следующие сведения: общий объем доходов на следующий год запланирован в сумме 470,7 млрд рублей, общий объем расходов – 535,0 млрд рублей, дефицит – в сумме 64,3 млрд рублей. Он также доложил, что в связи с поздним внесением федерального бюджета к первому чтению в настоящее время можно говорить только о перечислении 4,3 млрд рублей, которые федеральное правительство выделяет на строительство метро. Выделение этих средств зафиксировано в постановлении правительства РФ. Если будут выделены средства на иные направления развития, то их можно будет внести поправкой ко второму чтению.
Городской бюджет разработан на основе прогнозных показателей, подготовленных Комитетом по экономической политике. Предполагается рост налоговых и неналоговых платежей в следующем году на 9% по отношению к году нынешнему. При этом налог на прибыль вырастет на 11%, а налог на доходы физических лиц на 14%. Сумма налогов, поступающих от предпринимателей, должна вырасти на 3%. Кроме того, правительство предполагает значительный рост имущественных налогов, в связи с переходом на его выплату от кадастровой стоимости жилья.
Что касается расходов, то 93% средств расходной части бюджета, которая также запланирована с ростом в 9%, планируется расходовать исключительно в соответствии с 17 государственными программами, а 7% отпустили на непрограммные расходы. По информации главы комитета финансов, расходы на здравоохранение и развитие предпринимательства в следующем году вырастут на 15%, на развитие транспортной системы на 14%, на образование – на 13% и на социальную поддержку граждан – на 11%. В цифрах это выглядит так: здравоохранению добавят 11,1 млрд рублей к сумме 2016 года,образованию – 13,5 млрд руб., на развитие транспорта — 13 млрд руб., на соцподдержку – 5,7 млрд руб. В 1,7 раза увеличивается сумма средств, направляемых в территориальный фонд ОМС, так как федеральное правительство, требуя соблюдения майских указов по росту заработной платы бюджетников, сокращает отчисления из федерального фонда ОМС.
Алексей Корабельников остановился на том, что почти половину средств Адресной инвестиционной программы (АИП) 2017 года направят на развитие транспортной системы города. В частности, на строительство метро выделят 19,9 млрд руб., на строительство дорожной инфраструктуры – 22,4 млрд руб., на завершение реконструкции Тучкова Моста – 1,9 млрд руб. На строительство социальных объектов в АИП отвели 16,6 млрд руб., а на приобретение жилья для очередников 4,6 млрд руб.
Экспертное заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета доложил глава КСП Вадим Лопатников. По его информации, при верстке бюджета учтены ранее высказанные замечания. Тем не менее, у КСП есть к документу претензии, которые следует учесть при подготовке поправок ко второму чтению. Например, аудиторы считают, что при планировании расходов на социальную поддержку завышены объемы расходов на 27,9 млн рублей по одним статьям и недостаточно выделяются ресурсы на 9,2 млн рублей по другим. Кроме того, в общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (30 млрд руб.), не включены расходы несоциального характера в общей сумме 667,3 млн рублей, установленные Социальным кодексом Санкт-Петербург. В частности, речь идет о поддержке работникам государственных учреждений.
«Также не соблюдаются требования, предъявляемые к расчетам и обоснованиям по отдельным направлениям расходов, — отметил Вадим Лопатников. – Мы не смогли оценить расчеты главных распорядителей средств бюджета на сумму почти 7,5 млрд рублей. На наш взгляд, необоснованно выделяются ассигнования в размере 27,9 млрд рублей на субсидирование перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу. Но главное замечание КСП касалось несоответствия показателей, внесенных в госпрограммы расходам бюджета. По словам Вадима Лопатникова, часть индикаторов, заложенных программами на следующий год, уже выполнена, тем не менее, на 2017 год закладываются средства на их достижение. С другой стороны, 26 социальных объектов, ввод которых перенесен на 2017 год, в программах нет. Кроме того, в бюджет включено финансирование 4 объектов на проектно-сметную документацию которых еще нет заключения госэкспертизы.
В ходе обсуждения вопросы задали только два депутата. Ирина Иванова поинтересовалась, почему рост доходов от предпринимателей составит всего 3%, почему нет обоснования на повышение тарифов на пассажирские перевозки и почему объем доходов от налога на имущество остался на прежнем уровне. Алексей Корабельников ответил на эти вопросы следующим образом: «В следующем году изменяется распределение доходов между бюджетом города и бюджетами муниципальных образований: НДФЛ полностью пойдет в бюджет города, а муниципалам отойдут предпринимательские налоги – упрощенный, ЕНВД и патент. Соответственно рост поступлений в городской бюджет от предпринимательской деятельности будет незначительный. Рост налога на имущество в наличии – 13% в соответствии с прогнозом ФНС. Что касается субсидирования пассажирских перевозок, то оно зависит не только от тарифа, но и от затрат. Например, стоимость электроэнергии в следующем году вырастет на 14%. Окончательно решение по увеличению тарифа на разовый проезд будет принято в ближайшее время, в зависимости от этого, можно будет отрегулировать суммы субсидий поправками ко второму чтению». Пока главный по финансам отвечал на поставленные вопросы, у Ирины Ивановой появился еще один: «Почему суммы на содержание двух комитетов – КИО и финансов столь значительны, соответственно 941 и свыше 800 млн рублей?» Глава ведомства пояснил, что это связано с ростом зарплат и расходов на развитие информационных систем, которые в этих комитетах играют значительную роль. Вопрос Елены Киселевой: «По каким 9 программам индикаторы превысили показатели 2017 года (данные КСП)?» назвали только одну – «Программа социального развития».