Новый 2017 год указом президента России от 5 января 2016 года был назван годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Запланировано множество мероприятий и выдвинуто немало экологических инициатив. Даже сам спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов агитировал Госдуму ужесточить экологическое законодательство и даже ввести ответственность за жестокое обращение с животными. Несмотря на всё это, общемировые тенденции в сфере экологического развития могут нанести серьёзный удар по отечественной рыбной промышленности, считают эксперты.
С 1 октября 2016 года вступили в силу новые поправки к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года (MARPOL 73/78). Это одна из наиболее важных международных морских конвенций по окружающей среде, к которой, кстати, Россия присоединилась в 1983 году.
Этими поправками установлены образцы оборудования для удаления остатков нефтепродуктов и другие технические характеристики для судов и ограничения на вредные выбросы. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что данные поправки могут стать преградой для доступа российского флота в ряд конвенционных районов, в которых традиционно ведется промысел, и в первую очередь – это Северная Атлантика.
Российский флот на 80% состоит из устаревших судов, которые оборудованы «допотопными» дизельными двигателями, которые вряд ли соответствуют современным экологическим стандартам.
В среднем, вылов российскими промышленниками в исключительных экономических зонах иностранных государств превышает 400 тысяч тонн, а в конвенционных зонах – не далеко от 300 тысяч тонн.
Тут и встает в очередной раз вопрос обновления флота.
Суда, как и автомобили — мы пока еще не пересаживаемся на «Теслу», но и на старом дизеле далеко не уедем. Как говорится, до первого экологического поста. Поэтому, если раньше правительственные чиновники и рыболовы говорили про новый флот только с точки зрения эффективности и экономической оправданности, то сейчас нужно добавить еще один критерий — экологическую безопасность, о которой слишком часто забывают в погоне за финансовыми выгодами.
Уже с прошлого года рыбаки ждут от правительства принятия пакета нормативных документов, дополняющих принятый в прошлом году Закон о рыболовстве. И особенно — в части распределения квот на вылов биоресурсов. Без этого строить не торопятся. На днях Архангельский траловый флот, крупнейшее наше северное предприятие, заявил о размещении заказа на серию из шести рыболовных траулеров. Строить собирается на Выборгском судостроительном заводе (входит в АО «Объединенная судостроительная корпорация»). Но финальное решение примет, когда будет окончательно понятен механизм распределения «квот под киль». Чтобы не получилось — строить начали, а квот нет.
Газеты пишут, что нормативные акты ожидаются в ближайшее время.