Кондуктор уходит в никуда… И другие подробности предстоящей транспортной реформы в Петербурге

Кондуктор уходит в никуда… И другие подробности предстоящей транспортной реформы в Петербурге

20191022_010610С 15 июля 2020 года в Петербурге стартуют изменения, обусловленные проводимой транспортной реформой. Первая информация, которая появилась, касалась изменения маршрутной сети по всему городу. Однако реформа гораздо шире. Во-первых, не будет больше разделения транспорта на коммерческий и обычный. Для пассажиров все автобусы и троллейбусы будут одинаково доступны. Просто обслуживаться они будут разными компаниями. Во-вторых, не будет больше среди перевозчиков драк за «вкусные» маршруты. В-третьих, кондукторов уволят и может быть куда-нибудь когда-нибудь возьмут на работу. А, может. и не возьмут.

Подробнее о новациях и нюансах для всех участников этого очень важного для города процесса, в понедельник рассказал журналистам вице-губернатор Эдуард Батанов. Но обо всем по порядку.

Основания:

Реформа это не ноу-хау Петербурга. Она обусловлена новыми правилами, которые вводит ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Именно этот документ предписывает регионам определиться со схемой дальнейшей работы и с 15 июля запустить новый механизм работы. Можно выбрать одну из двух схем: либо транспорт перевозит пассажиров по нерегулируемому тарифу, либо — по регулируемому. Петербург выбрал второй вариант.

Про маршруты

В маршрутную сеть внесено порядка 30 изменений. И в первую очередь, они касаются корректировки маршрутов и ликвидации дублирующих. Эти изменения вносились не сколько чиновниками, сколько по предложению жителей в разных районах города. «Устоявшуюся нумерацию ломать не будем. Но мы убираем одинаковые номера разного подвижного состава, например, автобуса и троллейбуса. Туристу этого будет не понять», — отметил Эдуард Батанов.

Скачать карту и посмотреть новые маршруты можно здесь.

Для пассажиров

Пассажиры будут ездить в новом транспорте, выпущенном не ранее 1 января 2018 года. Это будут три типа автобусов: большой и очень большой вместимости – низкопольные и средней вместимости, частично низкопольные, на 30 процентов. В каждом будут кондиционеры и порядка 8 валидаторов. Они будут принимать оплату по «Подорожнику», ЕКП (Единой карте петербуржца) и любой банковской карте. Оплата наличными останется – через водителя. Тарифы, как пообещал Эдуард Батанов, для пользователей ЕКП будут максимально скидочными. Пока было озвучено, что дешевле проезд будет на 2 рубля. По статистике, сообщили, что только 13-15 процентов пассажиров метро оплачивает проезд в «подземке» наличными. То есть это либо разовые пользователи, либо туристы. Прогнозируется, что в наземном транспорте за наличные средства постепенно будет ездить порядка 5-7 процентов пассажиров.
«Я всех призываю переходить на безналичную оплату. В конце концов, это позволяет нам лучше видеть статистику и улучшать качество обслуживания пассажиров. Мы также думаем подключить к этому процессу сервисы Яндекса», — отметил Эдуард Батанов.

Все перевозки во всех видах транспорта будут по единому тарифу. А сегодня 60 процентов всех перевозок осуществляют частные компании. Они же и продолжат работать на рынке. Но пассажиры этого ощущать не будут — во всех автобусах будут учитываться льготные карточки. «Пазиков» и «газелек» с «К» только за деньги больше не будет. Но после последней аварии на Петергофском шоссе, в которой водитель протаранил трамвай, думается, немногие будут против.

Прорабатываются варианты единой цветовой гаммы для общественного транспорта в Петербурге. Согласно проведенному опросу, лидировал лазурный цвет. Но в ближайшее время будут предложены и другие варианты. Это связано с учетом потребностей разных категорий граждан. Например, слабовидящих. Нужно, чтобы в раскраске транспорта были яркие пятна.

Там, где будет разрыв привычного маршрута, будет организована единая оплата при пересадке.

В перспективе и электрички должны быть интегрированы в городскую сеть и стать частью городского общественного транспорта.

Время ожидания будет выдерживаться, и соблюдение расписания контролироваться. За нарушение будет налагаться штраф. Доводы о том, что «маршрутки» заполняют периоды ожидания общественного транспорта, признаны не состоятельными. Часто коммерческий транспорт в гонке за пассажирами, обгоняет и дублирует общественный транспорт того же маршрута, а не заполняет пустые временные интервалы.

Количество остановочных павильонов будет увеличиваться. Потребность в них исчисляется сотнями. А делать их надо современными, с элементами «умных» остановок. Однако к этому тут же подтягиваются и потребности по тротуарам, поребрикам. «Будем работать с районами и комитетом по благоустройству. Конечно, есть очень узкие дорожки, которые трудно назвать тротуаром. А трамвайные остановки должны быть завышенными. Это тоже стоит денег. Но все эти задачи нужно решать постепенно», — сказал вице-губернатор.

Перевозка пассажиров будет более безопасной. Сегодня 59 процентов петербуржцев считают, что «маршрутка» — наиболее опасный вид транспорта. Аварии с их участием случаются в 2 раза чаще, чем с общественным видом транспорта.

Высаживать пассажиров новые автобусы будут только на остановках. «Здесь, тут и там», — уйдут в историю.

Для перевозчиков

Аукцион на лоты по маршрутам будет готов к ноябрю 2019 года. Предполагается, что будут малые лоты, рассчитанные на представителей бизнеса, готовых закупить и использовать по 40-60 автобусов. Заранее закупать автобусы не надо: Эдуард Батанов сказал, что это очень рискованно и так поступают не опытные бизнесмены. Закупать транспорт нужно после того, как будет очевидна победа на аукционе. Хотя, по его словам, некоторые потенциальные перевозчики уже начали заказывать автобусы.

Будет осуществляться контроль за передвижением автобусов и за состоянием водителя, который не должен перерабатывать по 12-16 часов.

Город будет платить не за количество перевезенных пассажиров, а за транспортную работу. То есть, например, драться перевозчики могут не за Невский проспект или «Гражданку», а за Курортный район: нагрузки меньше, пассажиров меньше, а платят также. «Наличие пассажира – не вина и не заслуга перевозчика», — сказал Батанов.

Всего должно появиться 2352 современных автобуса. 1684 большой вместимости, 668 средней вместимости. 221 автобус из них будет на газу.

Для бюджета Петербурга

В 2019 году в бюджете города на работу частных перевозчиков предусмотрены субсидии в размере 3,5 миллиардов рублей. На первое полугодие 2020 года – 1,9 миллиарда рублей. На второе полугодие 2020 года в бюджет на работу по новой схеме закладывается 11 миллиардов рублей. Доходы ожидаются в размере 4-5 миллиардов рублей. В бюджет 2021 года на весь год планируется заложить 26 миллиардов рублей. Доходы ожидаются в объеме 11-12 миллиардов рублей за 2021 год.

Другими словами, город это развлечение спонсирует, а не на реформе зарабатывает.
«Реформа подготовлена качественно, все элементы проработаны. Дикие дивизии исчезнут. Конечно, кто-то из частников, без конкурса, будет стараться выходить на маршруты и перевозить пассажиров. Но на это есть специальные ведомства, которые должны не допускать несанкционированных перевозок», — резюмировал Батанов.

Для Ленобласти

Есть порядка 8 транзитных маршрутов, по которым есть разногласия с соседним регионом. «Из Всеволожска до Финляндского вокзала – это городской или областной маршрут?», — задал риторический вопрос вице-губернатор. По спорным моментам, как он надеется, будет достигнут компромисс.

Для кондукторов

Плохие новости. Это исчезающая профессия. Сокращение коснется нескольких тысяч кондукторов. Из расчета того, что на каждый из 1600 автобусов сегодня приходится по 2,2 ставки кондуктора. 2,2 – это на 2 человека. Там устроено по-разному. Человек может работать на 0,5 ставки, а может на 1,5. Но тут такая штука. Кто подрабатывал кондуктором, тот знает. Зарплата примерно 20 тысяч рублей. Но при этом кондукторам предлагают каждый день передавать по одной — две тысячи рублей с рейса «в кассу». То есть еще порядка 30 тысяч рублей «сдавать». За это получать премию в 10 тысяч рублей к зарплате. Кто не справляется – того увольняют. Так что, лишая людей, часто предпенсионного и пенсионного возраста, работы, город еще и уничтожает унизительную для человеческого достоинства систему сбора наличных средств, которые отправляются в неизвестном направлении. Кого-то из этих людей пригласят на линии контролировать работу транспорта, кто-то, возможно, осядет на базах. Но большинство, конечно, останутся безработными. И Петербургу придется подумать, куда трудоустроить этих людей. Иначе, как-то некрасиво получится.

А.М., Петербургский формат