Депутаты не стали рассматривать на последнем заседании уходящего года подготовленный депутатом Максимом Резником законопроект о парламентском расследовании. Он значился в повестке дня, но был снять с голосования. Равно как и законопроект, подготовленный ябочниками о государственно-частном партнерстве, которым они хотят утвердить обязательное опубликование текстов соглашений города с партнерами.
Документ о парламентском расследовании был внесен в реестр парламента еще 30 ноября 2016 года под №333. Законопроект — не новация. Во-первых, он должен заменить, существующий с 2000 года, но сильно устаревший закон о контрольных функциях ЗакСа, во-вторых, он больше соответствует аналогичной истории, существующей в ГосДуме.
Законопроектом прописывается, что парламентское расследование — деятельность специально созданной депутатской комиссии по выяснению фактов и обстоятельств, представляющих большую общественную значимость для населения Петербурга и носящих негативный характер, а также для выяснения причин и условий их возникновения.
Документ будет касаться чиновников и муниципалов в первую очередь, но не будет подменять собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство. В первую очередь под расследование могут попасть факты не исполнения и нарушения\ Устава города и законов, обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, коррупция в органах власти. Но депутаты не будут вмешиваться в деятельность судов, органов следствия и прокуратуры. Так же комиссия не будет устанавливать виновность или невиновность каких либо лиц.
Для того, чтобы проводить парламентское расследование нужно будет обращение депутата ЗакСа или чиновника, или муниципала. Но не только. Сообщения правоохранительных органов или публикации в СМИ также смогут стать отправной точкой для старта процедуры. А вот анонимные обращения останутся за кадром. Комиссия будет расследовать какое-то дело, собирая заседания, приглашая на них ответственных лиц, собирая документы, направляя запросы, анализируя информацию с мест событий или происшествий.
«За отказ от предоставления комиссии (членам комиссии, рабочей группе комиссии) необходимой информации, за уклонение от такого предоставления, либо за предоставление заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений, за дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией (членом комиссии, рабочей группой комиссии), либо за неявку на заседание комиссии (рабочей группы комиссии) без уважительных причин должностные лица несут ответственность, установленную действующим законодательством», — говорится в документе.
Когда все будет расследовано, комиссия составит окончательный доклад. Это доклад будет приниматься на заседании ЗакСа. И за него должны будут проголосовать больше половины депутатов. Доклад будет направляться губернатору Петербурга, публиковаться в СМИ. Может направляться в прокуратуру и другие органы, если на это будут основания. И его должны будут рассмотреть в течение месяца. И ответить.
«Установленные комиссией факты … являются основанием для принятия постановления Законодательного Собрания о выражении недоверия…», — также говорится в документе. В этом пункте перечислены все основания и все должности с длинными названиями. Но суть сводится к тому, что ЗакС может порекомендовать Смольному кого-нибудь уволить, если по результатам расследования станет понятно, что таковые основания имеются.
А.М., Петербургский формат