В первой половине года будут пользоваться спросом товары первой необходимости, прогнозирует Ольга Аткачис, руководитель отдела торговых помещений ASTERA. По ее мнению, в большей степени снижение покупательской активности почувствуют районные торговые комплексы среднего уровня, расположенные рядом с сильными конкурентами. Крупным торговым центрам, расположенным на загруженных инфраструктурных узлах и имеющим сильный пул арендаторов и развлекательную функцию таким, как «Галерея», «Стокманн», «Гранд Каньон», снижение покупательской активности пока не грозит, считает Аткачис.
«Наиболее успешно сегодня функционируют те комплексы, которые объединили в себе развлекательную функцию, ориентированную как на детей, так и на взрослых. Эффективным является объединение в кластеры операторов одежды и обуви, товаров для дома», — говорит она.
Аткачис также полагает, что активная группа покупателей, скорее всего, сделает выбор в пользу того комплекса, где сосредоточены магазины интересующего их сегмента. Однако объединение компаний одной группы в кластеры в рамках ТРК все же не способно спровоцировать резкое увеличение спроса на предлагаемые ими товары.
Как утверждают эксперты рынка, в январе в ТК и ТРК всегда наблюдается отток покупателей. Но в начале этого года он будет более ощутимый, чем обычно. С начала года подорожали многие товары. Особенно те, которые чувствительны к валютным колебаниям: техника, электроника, мебель, одежда, многие продукты питания. Цены резко подскочили уже в декабре. По данным Петростата, некоторые непродовольственные товары подорожали в этом месяце в среднем на 2,2% (в целом за год на 8,9%). В том числе стиральные машины — на 29,1%, холодильники — на 22,2%, утюги — на 25%, телевизоры — на 27,5%. Продукты питания за декабрь прибавили в цене 4,4% (в целом за год на 18,4%). Одновременно с повышением цен банки повысили ставки по потребительским кредитам для населения. Все это может привести к падению спроса в ТК в начале 2015 года до 20% уровня.
Такие рыночные тенденции подталкивают многие узкоспециализированные ТК к расширению профиля деятельности. Так, в сети ТРК «Платформа», которая ранее позиционировалась как исключительно обувная, можно будет купить товары другой категории — бытовую технику. электронику, одежду, галантерею. Небольшие мебельные центры из-за оттока арендаторов начинают сдавать площади под торговлю одеждой, косметикой и другими непрофильными товарами.