Печатные издания возвращаются. Люди приземляются. Культурный форум завершен

Печатные издания возвращаются. Люди приземляются. Культурный форум завершен

культурный форум. эрмитажМеждународный культурный форум в седьмой раз прошел в Петербурге с 15 до 17 ноября 2018 года. Если в 2012 году он собрал 70 зарегистрированных участников, то в 2018 году заместитель председателя российского правительства Ольга Голодец сообщила о 35 тысяч человек на площадках форума. Этот рост в русле значимости мероприятия, доказавшего свою состоятельность, отметил и президент России Владимир Путин. Его ожидали в первый день форума на пленарном заседании, в Атриуме Главного штаба. Но график не позволил. На открытии форума 15 ноября врио губернатора Петербурга Александр Беглов сообщил, что Владимир Путин все же найдет время и посетит главное культурное событие года. И Президент России приехал в пятницу. Он поприветствовал участников на концерте в Мариинском театре. Он напомнил, что наступающий 2019 год – это Год театра и его кульминацией станет Международная театральная олимпиада.

Стоит отметить, что участников на основной площадке в этом году действительно было гораздо больше, чем в прошлом. Может быть, потому что в этом году никому не блокировали и не тормозили процесс регистрации на форум. Может быть, потому что мероприятия были более систематизированы, а их организация проходила более спокойно. Форум действительно превратился в место встреч, обсуждений проблем и задач и главное – не безрезультатного обсуждения. Специалисты из разных областей и первые лица не просто общались. Соглашения о сотрудничестве, которые подписывались или достигались, уже перестали носить рамочный идеологический характер. К ним уже прилагается конкретика, планы реализации и ставятся цели на достижение результатов.

Одна из тем, которая обсуждалась на форуме — на стыке культуры и политики. Это противостояние ведению информационных войн в мире, которые запускаются фейковыми сообщениями. Обсуждались и вопросы позиционирования СМИ в этой сложившейся ситуации.

Если еще два года назад, год назад, говорили о том, что аудитория стала потребителем коротких сообщений и видео в Интернете, перешла к формату быстрого восприятия сообщений в мессенджерах, то сегодня говорят о пресыщении этим контентом, о недоверии к информации и к возврату к качеству. То есть, наступает период, когда аудитория напиталась информационной свободой, возможностями самими становиться источниками информации и способна отделять контент для развлечения от контента для принятия решений.  Возникает понимание, что соцсети и мессенджеры могут запустить дезинформацию, которую придется потом проверять. А люди уже не хотят становится объектами манипуляций. У публики начался возврат к СМИ как к источнику проверенных сведений и к печатным изданиям.

Как сообщил на одной из площадок Генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков, печатное издание не только не умерло, как предрекали всему рынку еще несколько лет назад, но и по-прежнему имеет региональные отделения в 68 субъектах России. И объяснил, почему публика не отказалась от печатного формата: «Я открываю газету и за 20 минут получаю представление о картине дня. Откладываю газету и могу заниматься другими делами. Если я погружаюсь в Интернет, то могу из него и не выйти, я буду в постоянном потоке информации». Именно стремление получить не короткий заголовок с сообщением, а дойти до сути переводит интерес аудитории на лонгриды и длинные видео.

Что касается фейков, то их природу и механизмы борьбы с ними разъяснил главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он недавно попал в больницу и поэтому говорил медицинскими терминами. Фейк – это вирус. И антибиотик для него – это репутация СМИ. В официальных СМИ, в отличие от соцсетей, находятся люди, которые несут ответственность за публикацию сообщений. И они обязаны перепроверять факты. СМИ тоже могут ошибаться. Но разница заключается в том, что редакции, совершив ошибку, ее исправляют и не допускают впредь. Так как репутация для них дороже.

Другая тенденция, с которой пока не понятно как работать – это смещение ракурса сообщений. Если еще 30 лет назад издания выпускали информации с фактами, то сегодня большинство сообщений – это мнения вокруг фактов.

«Факты и мнения необходимо четко разделять. У меня в редакции есть люди, которым я плачу за то, что они сообщают факты и не высказывают своего мнения по поводу них. А есть люди, колумнисты, которым я плачу именно за то, что они формируют и высказывают свое мнение», — отметил Венедиктов.

Фейк, напомнил главный редактор «Эха Москвы», это не новация. Они существовали еще со времен Александра Македонского. Сегодня разве что поменялись каналы для их трансляции. «У Барака Обамы 103 миллиона подписчиков. У Дональда Трампа 60 миллионов подписчиков в Твиттере. То, что они публикуют, напрямую попадает прямо в «кровь» читателей», — говорит Венедиктов. И в этом есть главная опасность сегодняшнего информационного пространства, когда производителей информации стало больше, чем потребителей.

Пример того, как порой не проверяют информацию, привел Алексей Ершов, художественный руководитель организации «Театр. На Вынос». Молодой человек напомнил историю о том, как в ноябре 2017 года на Васильевском острове они поставили щит с информацией о строительстве на участке здания театра. И СМИ в это поверили. Не проверив информацию, не проверив данные о несуществующих компаниях – подрядчиках, не проверив информацию о заказчике, коим Министерство культуры не являлось. Строительство оказалось выдумкой. Но СМИ об этом узнали только после того, как было распространено сообщение о приостановке строительных работ из-за обнаруженных останков детеныша шерстистого носорога. Но если эта история оказалась просто розыгрышем для привлечения внимания, в том числе к владельцам и собственникам самого участка, то фейки, запускаемые на международной арене становятся катализатором реальных военных конфликтов.

Литературный критик и военный историк Сергей Переслегин напомнил историю событий в Триполи в 2011 году. Как об этом писал сайт RТ, Телеканал Russia Today заявил, что арабские каналы Al Jazeera и Al Arabia сфальсифицировали видео, которое способствовало признанию переходного Национального совета новым правительством Ливии. Британское информационное агентство Reuters и американское AP показали кадры, на которых вооруженные группировки при поддержке сил НАТО захватили Триполи. По информации российского телеканала, кадры этих выступлений, якобы снятые журналистами на Зеленой площади, на самом деле были сделаны несколькими днями ранее, чтобы заручиться поддержкой западных стран. Таким образом международные СМИ создали картину беспорядков в Ливии, что позволило переходному Национальному совету немедленно заручиться поддержкой 11 стран, которые признали эту организацию законным представителем страны. Кроме того, благодаря этому ливийские посольства быстрее присоединились к повстанцам.

По мнению Переслегина, вопрос стоит еще в раскрутке тех или иных источников информации. И это зависит от того, можно ли использовать ту или иную информацию для достижения политических целей. О землетрясении в Китае, во время которого погибло 600 тысяч человек, европейские и американские СМИ писали немного. По-разному освещались и истории со сбитыми вооруженными силами самолетами. Таких случаев было три в истории. Но их освещение в СМИ было разным по интенсивности. И цели информационной раскрутки были различными. И если одна история забылась почти сразу, то другая едва ли не привела к военным действиям между государствами.

В 1983 году Авиалайнер Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул, а на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, когда самолёт по неустановленной причине стал отклоняться вправо от назначенного курса. Спустя некоторое время он настолько отклонился на запад, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин. Над последним он был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в пролив Лаперуза в 37 километрах к юго-западу от Сахалина. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек.

В 1988 году,  3 июля, авиалайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай, но через 7 минут после вылета из Бендер-Аббаса, пролетая над Персидским заливом, был сбит ракетой «земля-воздух», выпущенной с ракетного крейсера «Vincennes» ВМС США.

6 июля 2014 года Boeing 777-200ER борт 9M-MRD выполнил ежедневный рейс MH16 Куала-Лумпур—Амстердам, прибыв в аэропорт Схипхол в 04:23 UTC 17 июля. Обратный рейс MH17 Амстердам—Куала-Лумпур отошёл от терминала H в 10:14 UTC и взлетел с ВПП № 36С в 10:31 UTC (14:31 MSK). На его борту находились 15 членов экипажа и 283 пассажира.

Полёт до границы с Украиной проходил на эшелоне FL310 (9450 метров), далее на эшелоне FL330 (10 050 метров). В 12:53, при входе в зону ответственности Днепропетровского РПИ, самолёт, согласно плану полёта, должен был подняться до эшелона FL350 (10 650 метров), но отрицательно ответил на запрос авиадиспетчера о подъёме, оставшись на эшелоне FL330, в результате чего диспетчером на эшелон FL350 был поднят другой самолёт. Эшелон FL330, на котором шёл рейс MH17, над территорией Украины был открыт для международных транзитных рейсов.

Примерно в 16:20 по местному времени (13:20 UTC) самолёт был сбит ракетой серии 9М38, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Боевая часть ракеты взорвалась слева от самолёта непосредственно возле кабины пилотов. В результате поражения самолёта и последующей взрывной волны самолёт начал распадаться в воздухе — кабина пилотов и половина салона бизнес-класса оторвались почти сразу и упали на землю, оставшаяся часть самолёта продолжала лететь ещё около 8,5 километров в восточном направлении.

Источник

А на другой площадке говорили про информационную войну за будущее поколение. Про СМИ для детей. Как сообщили эксперты, сегодня остро стоит вопрос финансирования и монетизации этого сегмента. То есть, если сегмент для детей до 10 лет ожил, так как основной источник монетизации – это родители, то контент для подростковой аудитории государством не производится и не финансируется. А, следовательно, и частные средства в него не идут. Так как не понятен источник отдачи вложенных средств.

Опасность для детей в виде мира Интернета – комфортного и красивого мира — приводит к тому, что детям не хочется возвращаться в обычную жизнь. И сегодня специалисты уже продумывают концепции сопряжения мира виртуального и реального. А в это время наблюдается тенденция к снижению у детей способности к живому мышлению и развитию интеллектуальных способностей. Причина – мало читают. «Только чтение развивает речь ребенка. А речь формирует ум. В итоге мы получаем поколение детей с отставанием в развитии мышления», — говорит Анатолий Прохоров, сооснователь студия «Пилот» и худрук мультсериала «Смешарики».

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева считает, что СМИ для детей нужны: «Сегодня действует 23 детских ТВ. Емкость рынка позволяет появиться до 30 детским каналам», — говорит она. К слову, российская анимация также набирает обороты. Как сообщил Генеральный продюсер анимационной студии Wizart Юрий Москвин, «Снежная королева-3» собрала 12 миллионов долларов.

Исполнительный директор The Theseus Agency Даниэль Маркс расказал же о главной опасности мира Интернета для детей. В США 20 процентов подростков от 14 до 16 лет по 7 часов проводят в сетях. И в США, по его мнению, возможно в связи с ведением такого образа жизни, одной из проблем становится ожирение. «Когда что-то постоянно включено, когда это бесплатно и доступно всегда и перестает быть товаром, сам человек становится товаром. Сокращение или отсутствие живого общения, контакта с обычным миром стирает эмоции детства. Где открытия? Где замечательная случайность? Где неожиданная удача?», — задал он риторические вопросы. К счастью, общество начинает этому сопротивляться. Квесты с задачами выбраться из запертой комнаты стали очень популярны именно потому, что дают эмоции и погружают в приключения. Есть, опять таки, что-то особенное, дающее источник для фантазий и воображения, в медленно раскручивающемся сюжете  в книгах, именно в книгах, о Гарри Поттере. Кроме того опыт общения с людьми, опыт живых впечатлений, опыт эмоций – это то, чего Интернет дать не может, считает эксперт.

О потерях эмоций и фантазии говорили на секции, посвященной научной фантастике. Если в 19 и 20 веке научная фантастика не предсказывала будущее, конечно, но мечтала и «делале заказ», то сегодня она описывает лишь очевидное. Конкурс литературных произведений «Будущее время» собрал 1800 заявок. Но будущее рисуется очень пессимистично. Многие пишут рассказы в разрезе экологической катастрофы. А «заказ на бессметрие» чаще всего уходит в совершенство медицины. Как говорят эксперты, в целом, человечество сегодня реализовала все простые мечты, а сложные пока не придумало. И само не знает, о чем мечтать. Если в 19 веке считали, что другие планеты заселены существами, то сегодня уже все знают, что человечество – монополист в доступной для нашего изучения вселенной. Мечты о бесконтактном управлении процессами реализованы. Мечты об общении на расстоянии тоже. Прототипы Интернета тоже уже воплотились в жизнь. Разве что летать на машинах в городе пока не получается. А конкурс даже на сумму главного приза в 500 тысяч рублей пока не позволяет нащупать коллективное бессознательное.

Хотя вполне возможно, что причина в том, что люди просто заняты решением насущных проблем. Так, одним из показателей интенсивности дискуссий стала нехватка кофе и плюшек для гостей и участников. И не потому что их было мало, а потому что желающих побеседовать и заодно перекусить было много. К кофе давали воду, соки, кексики, печеньки, маленькие круассаны с бужениной, рулетики с рыбой. И всего за несколько часов в первый день форума, на главной площадке закончились запасы кофе-брейка, приготовленные с до конца дня.

Кому было скучно без кофе – могли посмотреть в режиме виртуальной реальности фильм про Эрмитаж. В главной роли выступает Константин Хабенский. В котелке и старинном пальто он путешествует во времени. Рассказывает про создание хранилища шедевров, про страшный пожар во времена императора Николая Первого и про технологии хранения культурного наследия наших дней. Даже забирается на крышу Зимнего дворца. Но аншлага на просмотр не было: стоимость сеанса виртуальной реальности составляла 350 рублей.

А.М., Петербургский формат