Петербургские власти впервые представили оплату проезда в метро с помощью смартфона и банковской карты. Таким образом Смольный решил исполнить одно из поручений губернатора города Георгия Полтавченко в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Пока подобной технологией оплаты поездки в метро оснащено по одному турникету на каждой станции. Пилотный проект, для которого нужны особые карты с микрочипом PayPass, будут тестировать полгода. Что дальше — пока неясно.
Чтобы обеспечить простую на вид технологию, потребовались общие усилия чиновников, банкиров, руководства метрополитена и процессинговой компании. Стоимость затеи — 4 млн рублей. Именно столько потребовалось, чтобы перепрограммировать старые турникеты на каждой станции. Причем метрополитен не потратил ни копейки — как уверяет глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, деньги на работы дал банк «Санкт-Петербург».
«Вы просто прикладываете карту или телефон, и проходите через турникет. Эта бесконтактная технология актуальна везде, этот способ платежа выгоден горожанам и городу. Заодно позволяет сэкономить на логистике карточек и жетонов», — заметил операционный директор платежной системы Master Card в России Андрей Тарусов.
Он также подчеркнул, что проделанная работа оказалась весьма сложной, однако организаторы вполне успешно с ней справились.
Процесс оплаты с помощью разных девайсов продемонстрировали на одном из турникетов . Заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург» Павел Филимоненок приложил сначала мобильный телефон, на котором установлено приложение мобильной карты Master Card PayPass, а потом банковскую карту. Оба раза ему удалось пройти через турникет без проблем. Однако, когда журналисты начали выяснять, удастся ли пройти в метро с помощью любой кредитки, выяснилось, что карта нужна особая, со встроенным чипом PayPass. Удрученных представителей масс-медиа поспешил утешить Андрей Тарусов. «Думаю, когда у клиентов банков будет подходить срок смены банковской карты на новую, подобную карту с антенной будут выдавать как стандартную», — пояснил он.
Вместе с тем, отметил Тарусов, уже сейчас стоит поинтересоваться у своего банка, можно ли поменять обычную кредитку на пластик со встроенной системой PayPass.
А чтобы платить за проезд смартфоном, устройство должно поддерживать технологию NFC — «коммуникации ближнего поля». По данным представителей Master Card, к 2018 году, когда в город приедут болельщики мундиаля, два из трех телефонов будут поддерживать функцию бесконтактной оплаты услуг.
Кстати, как стало известно, технология бесконтактной оплаты проезда понравилась чиновникам настолько, что они решили распространить ее всеми законными способами и на наземный транспорт. На весь.
«Будем расширять применение этой технологии и на наземный транспорт, причем не только на государственные компании, но и на частных пассажирских перевозчиков», — заявил руководитель комитета по транспорту Александр Воробьев.
Правда, о сроках пока и речи не идет — все рассуждают о перспективах и возможностях. Главное, захотят ли «заморачиваться» на эту тему петербуржцы — менять карты, покупать новые телефоны и так далее. Впрочем, чиновники в преддверии чемпионата больше думают об иностранцах — как бы не ударить в грязь лицом перед гостями города. Ведь в других странах рынок банковских карт существует куда дольше.