Плюсы и минусы передислокации

Постоянная комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга положила начало новой традиции – проведения выездных заседаний на промышленных предприятиях города.

В понедельник, 17 апреля, депутаты ознакомились с новой производственной площадкой АО «Объединенная двигателестроительная корпорация «Климов» и обсудили реализацию трех стратегических инвестиционных проектов в промышленной сфере. Все три проекта связаны с передислокацией предприятий на новые площадки и редевелопментом освобождающихся промышленных площадей.

Экскурсию провел генеральный конструктор предприятия Алексей Григорьев. По его информации, новая площадка предприятия — это 53 000 кв. м производственных и административных площадей. «Особой гордостью является новый гальванический цех, — рассказал он. – Обычно, гальваническое производство является очень вредным, как для тех, кто работает в этом цехе, так и для внешней среды, но нам удалось создать такие условия, что процесс не оказывает вреда ни окружающей среде, ни людям». Новые производственные площади также позволили запустить серийное производство газотурбинных двигателей и тем самым полностью заместить продукцию украинских предприятий. Испытательный стенд, построенный еще в советские времена для испытания вертолетов переоборудовали под испытания двигателей. К ноу-хау предприятия можно отнести и работу с кадрами. «Рабочих с поточных линий мы переводим на создание опытных образцов, — поделился он, — во-первых, для того, чтобы они не теряли интереса к своей работе, а во-вторых, мы таким образом повышаем их квалификацию. В результате, к нам стоит очередь из желающих устроиться на работу».

После осмотра цехов комиссия провела заседание, на котором заслушали и обсудили три доклада. О реконструкции и техническом перевооружении научно-производственной базы «Климова» рассказал исполнительный директор предприятия Александр Ватагин. По его словам, передислокация должна была производиться на паритетных началах за счет собственных средств компании и средств федерального бюджета. Однако, бюджет так и не нашел возможности поддержать предприятие. Поэтому и строительство, и приобретение современного оборудования, и переезд выполнили частично за счет собственных средств (1,2 млрд руб.), частично – за счет кредитов (5 млрд руб.). В целом программа выполнена на 50% и впереди еще много работы. Но главное – предприятие запущено, выпускает продукцию, причем для оборонной промышленности (40% объемов) – полностью отечественного производства: 40% комплектующих производится непосредственно на предприятии, 40% — на российских крупных заводах, 20% — на петербургских малых предприятиях. Александр Ватагин также рассказал, что в инженерном центре предприятия работает 350 специалистов высочайшего класса, что самый популярный двигатель предприятия мощностью 2500 л.с. претерпел порядка 20 модификаций, последняя была запущена в конце прошлого года. А к концу 2017 года компания планирует выпустить первый двигатель, распечатанный на 3D-принтере, мощностью 400 л.с. Правда с его внедрением могут возникнуть проблемы, так как соответствующих ГОСТов нет и их еще только предстоит разработать

Руководитель департамента по работе с органами государственной власти акционерного общества «Силовые машины» Константин Красненко рассказал об освоении предприятием производственных зон «Ижорские заводы» и «Металлострой» в Колпинском районе Санкт-Петербурга. В инвестиционный проект частная компания Алексея Мордашова вложила свыше 12,5 млрд. руб., создав порядка 600 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Совместно с японским концерном «Тошиба» ПАО «Силовые машины» впервые в своей деятельности наладили полный цикл выпуска высоковольтных трансформаторов. А на месте бывшего НПО «Электросила» на Московском проспекте построили Жилой комплекс. Такое решение редевелопмента территории вызвало критику депутата Оксаны Дмитриевой, которая считает, что производственные мощности должны оставаться производственными, их могут занять малые производственные компании, производящие современную продукцию без вреда для окружающей среды.

Первый заместитель генерального директора Северо-Западного регионального центра АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Ирина Волокитина выступила с докладом о реконструкции территории и производственных цехов Обуховского завода. По ее словам, проведена полная модернизация инженерных сетей, помещения приспособлены для нужд современной высокотехнологической промышленности. Стоимость проекта составила свыше 37 млрд. руб. (24,7 млрд на строительство и реконструкцию, 12,35 млрд – на оборудование). Еще 2,5 миллиарда рублей компания израсходовала на строительство современного спортивного комплекса, в котором занимаются дети Невского района. Она попросила депутатов помочь с решением вопроса об аренде парка «Спартак», расположенного рядом с вантовым мостом и находящегося в запущенном состоянии. «Алмаз-Антей» готов его благоустроить за собственный счет, если сможет получить в аренду на 49 лет эту территорию.

Подводя итог обсуждению, глава комиссии Алексей Макаров сообщил, что выездное заседание провели в рамках работы над новым генеральным планом города. «Нам необходимо определиться, как развивать промышленный пояс города, стоит ли менять его функцию и отдавать под строительство жилья, или все же использовать освобождающиеся земельные участки по основному назначению, размещая на них индустриальные технопарки, которые могли бы сдаваться в аренду современным инновационным компаниям», — пояснил он и пообещал регулярно проводить заседания комиссии на производственных площадках крупных предприятий.