Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко внес на рассмотрение Законодательного собрания региона проект изменений в закон о предоставлении городской недвижимости для строительства и реконструкции. Как утверждают в Смольном, законопроект разработан для приведения городского законодательства в соответствие с Земельным кодексом РФ, который существенно изменится с 1 марта. Однако комиссия ЗакСа по городскому хозяйству документ раскритиковала, заявив, что он крайне запутан и содержит предпосылки к коррупции.
В марте этого года вступит в силу самая значительная корректировка Земельного кодекса РФ за все время его существования. Для приведения городского законодательства в соответствие с этими поправками Полтавченко внес в ЗакС новую редакцию закона «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции». Документ добавляет в название закона слова «и приспособления для современного использования» (это касается памятников архитектуры, которые, согласно изменившемуся законодательству об объектах культурного наследия, теперь запрещено реконструировать) и коренным образом меняет весь текст нормативного акта.
В законопроекте указано, что целевым назначением (без торгов) земельные участки можно будет предоставлять для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Под первыми имеются в виду здания для оказания социальных услуг, объекты здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, спорта, сооружения для научной деятельности и «обеспечения внутреннего правопорядка». Под вторыми разумеются строения для коммунального, бытового обслуживания и «общего пользования территории».
Кроме того, в обход торгов можно будет выделять территории под «масштабные инвестиционные проекты». Это термин из новой редакции Земельного кодекса РФ. Губернатор предлагает считать таковыми стратегические инвестпроекты, которые одновременно являются проектами государственно-частного партнерства. По закону «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга», стратегическим инвестором считается компания, которая вложила в город не менее 15 млрд рублей (либо 3 млрд, если деньги пошли на развитие промышленности или транспортно-логистическог
В законопроекте также предусмотрено бесплатное выделение объектов недвижимости религиозным организациям.
Эксперт комиссии по городскому хозяйству, директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов заявил, что проект очень запутан, и работать по такому закону инвесторам будет крайне сложно. В частности, в начале документа говорится, что объектами недвижимости являются как земельные участки, так и здания, и объекты незавершенного строительства. Но в статье «Целевое предоставление объектов недвижимости» речь идет только о строениях и объектах незавершенного строительства, а целевому предоставлению земли посвящена отдельная статья.
Множество недочетов в документе нашло и юридическое управление ЗакСа, которое написало на него заключение на четырех листах. Среди прочего юристы палаты обнаружили четыре коррупциогенных фактора.
Депутат Ирина Комолова обратила внимание на то, что проект предусматривает выделение земли без тендера как постановлениями правительства, так и распоряжениями губернатора. Между тем, согласно Уставу Петербурга, распоряжения губернатора касаются только внутренней деятельности органов исполнительной власти.
А депутат Борис Вишневский отметил, что в федеральном законодательстве не предусмотрено бесплатное выделение недвижимости религиозным общинам. В целом, по мнению народного избранника, документ дает слишком широкие полномочия исполнительной власти, что создает предпосылки для коррупции.
Комиссия решила рекомендовать парламенту принять документ в первом чтении. Затем предполагается разработать масштабную поправку ко второму чтению. На это планируется выделить три недели.