В отношении начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина возбуждено уголовное дело ч.2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Основанием для возбуждения дела cтали материалы Контрольно-счетной палаты. Накануне 17 февраля в ГУП «Петербургский метрополитен» прошли обыски, в ходе которых были изъяты документы и крупные суммы денег в рублях и иностранной валюте. Однако данный обыск был проведен только в рамках одного эпизода.
По данным КСП, выявлен ущерб на сумму в 9,2 млрд, причиненный при строительстве вестибюлей станций петербургского метрополитена — «Обводный канал», «Звенигородская», «Бухарестская», «Международная», «Адмиралтейская». По условиям партнерства ГУП и инвесторов, последние должны были вносить фиксированные суммы в городской бюджет за право на строительство торговых центров над вестибюлями метрополитена. Но по бумагам суммы отчислений оказались крайне невелики: по «Бухарестской» – 2,6 млн рублей, по «Международной» – 7,7 млн, по «Адмиралтейской» – 70 млн. Аудиторов заинтересовала схема такого строительства.
История регламентации отбора инвесторов и разработки программы работы с ними уходит еще во времена мэра Владимира Яковлева, который в 2002 году подписал распоряжение «О реконструкции наземных вестибюлей станций метрополитена», предложенное самими метрополитеном. Данное предложение давало «зеленый свет» на привлечение инвесторов к работе по ремонту станций. С тех пор поступательно инвестиционное участие в строительстве и ремонте метро расширялось. В 2004 году инвесторам дали возможность реконструировать вестибюли, а наклонные ходы сооружать за счет средств бюджета. В 2008 Валентина Матвиенко подписала распоряжение, в котором был прописан порядок проведения конкурсов на выбор инвестора, и чуть позже оно вновь было расширено – частный капитал теперь можно было привлекать не только для реконструкции, но и строительства вестибюлей.
В состав комиссии, по условиям, должны были входить не только представители метрополитена, но и представители смежных ведомств. Размер отчислений в бюджет города определялись аудиторскими компаниями, выбрать которые могли сами инвесторы. При этом сумма согласовывалась с КУГИ и ГУИОНом. Таким образом, расследование о предоставлении заниженной стоимости площадей для инвесторов уходит в самые высокие чины. Решения о суммах компенсации в бюджет по указанным станциям принимались в разное время с участием городских чиновников в зависимости от состава комиссии на тот период времени. В частности, к делу могут иметь отношение Александр Вахмистров и Александр Полукеев, Юлия Киселева, Александр Кадыров, Игорь Метельский, Максим Соколов, Алексей Чичканов, Роман Филимонов. А за возможность привлекать инвесторов ответственны губернаторы Валентина Матвиенко и Владимир Яковлев.
Вероятно, по этой причине на данный момент следствие занялось расследованием, связанным только со строительством станции «Адмиралтейская».
«Все вопросы больше касаются «Адмиралтейской» и фундамента под ней», –рассказал «Фонтанке» собеседник в Смольном, знакомый с подробностями обысков.
Инвестор, компания «Советник», входящая в холдинг «Петромир» (Прим.: инвестор ст.м. «Адмиралтейская»), по условиям должен был сделать свайное основание под зданием на Малой Морской, но по факту эти работы выполнил «Метрострой». Контрольно-счетная палата оценила стоимость работ в 466 млн рублей. Однако, по оценкам самого ГУПа, стоимость составила 271 млн рублей. Именно эту сумму Советник» перечислил в городской бюджет. Петербургский метрополитен оспорил проверку Контрольно-счетной палаты в Арбитражном суде.
Успешность расследования и вероятность доведения такого крупного дела до конца, по оценкам экспертов, довольно низкая. Помощник депутата Максима Резника Александр Шуршев напоминает, что «дел и раньше много возбуждалось, например, «трубное дело», но чем оно закончилось, неизвестно»
» Таких громких дел было много, но они до какого-то реального приговора не доходили», — заключает Шуршев.