В день празднования 180-летия со дня основания железнодорожного сообщения в Петербурге, у Балтийского вокзала откроется самый большой музей железных дорог в России, который планирует выставить на экспозицию 115 раритетных экспонатов, в том числе великолепные старинные локомотивы.
Музей Октябрьской железной дороги трансформировался в Музей Российских железных дорог на территории вблизи Балтийского вокзала после освобождения подъездных путей бывшего Варшавского вокзала. Для экспозиций было реконструировано бывшее локомотивное депо Балтийской железной дороги, а также построено новое здание для размещения подвижного состава и исторической экспозиции.
Когда старый музей временно закрывался в конце июля текущего года, сообщалось, что ретропоезда из железнодорожного музея на Варшавском вокзале перевозут в Шушары, где их ожидала реставрация. Затем, планировалось, что они снова вернутся в Петербург под крышу нового музея. Предполагалось, что в музее будут выставлены 115 коллекционных объектов железнодорожной техники. Среди них и самые ценные и старые паровозы, а также около 60 советских локомотивов и вагонов. Часть экспонатов — под открытым небом: например, 20-метровый железнодорожный ракетный комплекс. А один из участков планировали отвести под поезда детской железной дороги. Как удалось реализовать задумку, станет известно уже 1 ноября. Как сообщается на сайте музея, в этот день он откроется для посетителей. Напомним, что в начале июля текущего года музей возглавил бывший директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров.
Территория музея — порядка 57 тысяч квадратных метров и состоит из двух зданий – исторического здания локомотивного депо Петергофской железной дороги XIX века и напоминающего его по форме, но превосходящего по площади нового здания, соединённых крытым переходом.
В центре музейного комплекса находится поворотный круг для локомотивов. Внутри двух корпусов музея и на прилегающей территории разместились паровозы, тепловозы, вагоны и другие образцы уникальной железнодорожной техники.
Музей обещали оснастить современным оборудованием, мультимедийными установками для интерактивных инсталляций. В залах помимо постоянных экспозиций будут проводиться лекции, программы для детей и подростков, организованы временные выставки, демонстрироваться фильмы, проводиться презентации и многое другое.
Справка:
30 октября 1837 года в стране появилась Царскосельская дорога. Первая в России, которая протянулась от современного Витебского вокзала до станции Царское Село в Пушкине. Паровоз «Проворный» вез 8 вагонов от станции до станции 35 минут.
Однако история железных дорог в России, шестых в мире, началась чуть раньше.
Как говорится в исторических источниках, в России эксплуатация железных дорог началась в конце XVIII века на промышленных предприятиях и на крупных стройках. Сама первая, но не пассажирская, железная дорога с паровозной тягой была открыта в 1834 году на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых. На ней использовались первые русские паровозы, изготовленные отцом и сыном Черепановыми.
В 1835 году, австрийский инженер и предприниматель Франц Герстнер при личной встрече с императором Николаем I предложил построить железную дорогу от Петербурга до Москвы, при этом выдвигая в качестве условия монопольное право на строительство в течение 20 лет всех железных дорог России
В 1837 году пригородная Царскосельская дорога, построенная Герстнером, была введена в действие и стала первой железной дорогой общего пользования в России. Монополию Герстнер не получил.
Николаевская железная дорога (до 1855 года — Петербурго-Московская, с 1923 года переименована в Октябрьскую) — третья железная дорога по счёту в Российской империи, построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году.
Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 645 км (604 версты).
Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний.
Фото — с официального сайта Музея ОЖД
А.М., Петербургский формат