В магазин со своими мешочками и контейнерами. Как работает zero waste-бизнес

Просторное помещение, минимум стеллажей, на которых стоит товар в банках, продавцы чашечку чая предлагают. Это – магазин. Нестандартный продуктовый магазин, разместившийся в одном из дворов в центре города.

Открыли его две сестры — Ася Воронкова и Юлия Шаповалова. Магазин без упаковки открылся потому, что его создатели поняли: они хотят покупать продукты, не накапливая дома маркетинговый мусор из обёрток. Такого магазина, куда приходят со своими пакетами и контейнерами, полтора года назад в городе не было, хотя они давно работают в Европе и даже перешли границу – появились в некоторых городах России.

Ася, подсмотрев идею, решила открыть такой zero waste-бизнес. На тот момент она уже семь лет как внедрила дома раздельный сбор, и абстрактные цифры статистики – до 500 килограммов мусора на одного россиянина – для неё были весьма конкретны. К проекту подключилась её сестра. Женщин поддержали мужья. В сообществе магазина в социальной сети так и написано: «Цель «минимум» – ноль отходов в наших семьях, цель «максимум» – ноль отходов в ваших семьях».

«Как раз в этот момент была идея открыть свой бизнес, хотели чем-то заниматься, и всё совпало – решили сделать магазин без упаковки. Это не история про бизнес – мол, вдруг я поняла, что это станет популярным. Нет, это про мой образ мыслей и про мои жизненные ценности», – рассказывает Ася.

Первый адрес магазина: проспект Хошимина – и, по мнению Юлии, их первая ошибка: «Лучше бы открылись сразу в центре». В первый день работы магазина пришли 50-60 человек, в основном люди с экологическим мышлением. Для одного дня – отличное число покупателей, но многие из них приехали из других районов, и – при всей симпатии к такому бизнесу – не могли ездить через весь город несколько раз в неделю. Так что владельцы решили пойти на хитрость – повесили нейтральную вывеску «Продукты» в попытке привести людей, которые пока далеки от экологического сознания, и просветить их.

На полках, в стеклянных банках – крупы, орехи, макароны, сухофрукты, банановые чипсы, сладости; масло – в резервуарах с краниками. В самом начале с поставщиками приходилось трудно – много разъясняли, почему владельцам важно купить орехи или зефир непременно в свою тару или исключительно мешком. Сегодня таких вопросов не возникает: оптовики сами заваливают магазин предложениями.

Есть в магазине и уникальные товары – например, многоразовые металлические трубочки для питья. Как их мыть после выпитого сока или коктейля? Тут же продаётся специальный тоненький ёршик. Чем помыть сам стакан? Мочалка для посуды из джута (такой растительный материал), которая не нанесёт вред окружающей среде, если её в конечном итоге выбросить. Есть также экомешочки из тканей, которые остались от производств – замена канонического пакета с пакетами. И многоразовые бахилы, которые отшивают женщины, проживающие в данный момент в кризисном центре. Вырученные средства – это их зарплата и возможность обрести финансовую независимость.

Все ценники в магазине подписаны одинаковым чёрным маркером: нет ни красных, ни жёлтых, потому что и акций здесь нет – из принципа.

«Вы не купите у нас три килограмма гречки и пять в подарок. Это принцип разумного потребления: вы берёте ровно столько, сколько вам надо. Планируете свои покупки, потому что вам это нужно, а не из-за скидки», – поясняет Ася.

К клиентам в магазине относятся как к единомышленникам или как к потенциальным сторонникам.

«Мы предполагали, что у нас будет больше тех, кто понимает, для чего это и зачем. Но, конечно, мы хотели найти и привлечь к нам новых людей. Основная цель магазина – просветительская», – рассказывает Ася.

Тем для просвещения и общения магазин порождает множество. Помимо стандартного – «Что это за магазин такой?» – людей интересует, например, а точно ли гречка приезжает сюда не расфасованная по пакетам? Может продавцы в подсобке коварно пересыпают крупу из упаковок, которые потом выкидывают просто так. Ася с Юлей стараются всё показывать и рассказывать в соцсети «Вконтакте» и иногда лично. Кто-то опасается, что закупаться в таком магазине негигиенично. На свой счёт владельцы такие страхи не принимают: значит, эти люди ещё не готовы, а упаковка для них – гарант 100-процентной чистоты и порядка. Хотя концепция магазина не мешает, по признанию Аси, соблюдать все необходимые СанПиНы: температура, документы, закрытая тара – сухая бакалея не требует каких-то особенных условий.

Переубеждать самых радикальных сторонников упаковки Ася с Юлей не берутся, но уверены, что без личного контакта и общения с покупателями в их бизнесе – никуда.

Магазин – это ещё и место, где проводят мастер-классы, встречи в тесном экологическом кругу. Однажды, на одной из акций, Ася услышала, как волонтёры сетуют, что негде просто встретиться и поговорить с единомышленниками – как-то всё общение проходит между мытьём бутылок и складированием их для утилизации. Ася тут же предложила свой магазин.

Есть ли опасность «прогореть», стоит ли бояться конкуренции и есть у магазинов без упаковки будущее, читайте в материале издания «Диалог».