Старший научный сотрудник Научного центра политического консультирования СПбГУ Валентин Бианки дает советы, как правильно действовать в кризис.
«Потребительское поведение россиян и так было не слишком рациональным. Теперь нужно быть особенно аккуратными с любыми кредитами и совершать только самые необходимые крупные покупки. Например, отказаться от покупки новой машины. Если придется в это время менять работу, то лучше выбирать сетевую организацию или государственное предприятие – у них вероятность выжить больше. Это называется too big to fall – слишком велик, чтобы упасть, — это общий кризисный момент. Сегодня не все привыкли активно работать, но это придется делать, в том числе искать дополнительные источники доходов», — объясняет эксперт.
Бианки также заметил, что наиболее эмоциональную реакцию кризис вызвал как раз у тех, кто не так давно работает – молодых людей до 30 лет. Кризис 1998 года для них – всего лишь детское воспоминание В связи с этим происходящее сейчас представляется им чересчур гиперболизированным. Для людей 35-45 лет экономический кризис совпал с кризисом среднего возраста, так что для них это тоже серьезный удар.
«Они работали много лет, и все равно все не так. Кризис обнулил их усилия. У таких людей могут быть мысли об эмиграции в контексте «в этой стране никогда хорошо не будет», — размышляет Бианки.