«Виктор Лобко.Жизнь на гранях эпох». Глава 1. «ДЕТСТВО». ШКОЛА В ГОРОДЕ БАРАНОВИЧИ. ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

«Виктор Лобко.Жизнь на гранях эпох». Глава 1. «ДЕТСТВО». ШКОЛА В ГОРОДЕ БАРАНОВИЧИ. ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

 

«Петербургский формат» продолжает публикацию одной из книг, связанных с общественно-политическими фигурами Санкт-Петербурга.

Публикация от 22 августа 2017 года

Каждый вторник в 11 часов утра Вы сможете прочитать новые главки из книги «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох» издательства Митра, вышедшей в 2017 году.

ШКОЛА В ГОРОДЕ БАРАНОВИЧИ
Считаю, что школа того времени была идеальной. В ней не просто давали знания, а растили граждан своего Отечества, нормальных людей, учили их, как жить в этой жизни, как строить отношения с людьми.
Какие у нас были потрясающие учителя! Они самоотверженно трудились и полностью себя посвящали великому делу.
Классным руководителем у нас была преподаватель русского языка и литературы Богданова Мария Степановна. Молодая девушка, она нам часто говорила: ≪Вот я вас, балбесов, выпущу и тогда выйду замуж≫. Когда она потом вышла замуж, ей было всего около 30 лет. Но она была очень строгая. Родилась Мария Степановна в Волгограде, там и оказалась во время военных действий. У нее была маленькая рана на щеке, и когда она сильно нервничала, мы видели, как у нее пульсировал нерв на лице. И тогда надо было вести себя тихо и покорно. Она и родителей воспитывала, и они ее побаивались. Мой отец был старше ее лет на двадцать. Но, когда его в школу вызывали, он волновался, спрашивал, мол, ты меня там не сильно подводишь?
Мы с ней и в походы ходили, и в театры, организовывали вечера, спектакли. Для того, чтобы мы лучше усвоили русскую литературу, она всем нам давала имена героев классических произведений. В классе у нас был и Безухов, и Волконский. Я был Гриневым из ≪Капитанской дочки≫. Мы вживались в роли, запоминали произведения и начинали понимать мотивы поведения того или иного героя.
Или, допустим, была у нас преподавателем математики Ксения Антоновна. Полная женщина, как наседка. У нее видимо, память была не очень хорошая. ≪Дневник, дневник положи, я сейчас вызову родителей!≫. Дневник ложился на стол. Потом исчезал: ≪Так, был тут дневник или не был? Кто утащил дневник?≫. Она нас учила математике так, что мы ее понимали. Кроме этого, именно она занималась тем, чтобы мы познавали высокое искусство. Она покупала билеты в театр оперы и балета в Минске, и мы из Барановичей ездили с ней в театр. Первую оперу в своей жизни —≪Хованщина≫ —я слушал именно там.
Я очень любил географию. Когда учительница начинала рассказывать о Земле, о странах, о континентах, морях, океанах, я погружался в какое-то волшебное состояние. И потом невольно искал эти страны и города на глобусе и на карте. И изучал так, что мог назвать любую столицу любого государства.
Школа изначально была без спортивного зала. И директор организовал нас на его строительство. Я так благодарен тому, что мы этим занимались! Ведь кое-что мы сумели сделать своими руками. А самое главное, что мы стали понимать, как это делается. Он гдето заказал шлакоблоки, они пришли на железнодорожную станцию. У нас в школе был свой грузовик, за рулем был преподаватель труда. Мы погружали, разгружали, строили, и мы построили спортзал. А потом получали удовольствие от того, что играли в волейбол и баскетбол в зале, который построен нашими руками. Такой воспитательный момент настолько эффективен, что придумать что-либо более — трудно.
При школе был небольшой участок, и все у нас было на грядках. Мы высаживали растения, цветы, овощи, фрукты. И под руководством учителя ботаники мы изучали, как появляются листочки, как всходы появляются, каков урожай бывает, как его убирать надо, как хранить. Это настоящее посвящение человека в жизнь. И я до сих пор пользуюсь этими знаниями, когда сажаю у себя
помидоры или огурцы.
И еще я играл в трех оркестрах в железнодорожном клубе: в духовом, в оркестре народных инструментов и в эстрадном. Кстати, я еще в балете танцевал в студии хореографии. У нас была профессиональная балерина, которая преподавала хореографию. И мы ставили балетные спектакли. С одним из них мы даже выступали на белорусском телевидении. Это был балет ≪Щелкунчик≫.
Школа того периода —это идеал, к которому надо возвращаться. В противном случае, общество деградирует.
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА
В те времена был только один день в неделю выходным, по субботам все работали. И воскресенье — это был действительно праздник. Папа с утра был дома, мама обязательно пекла блины. Обязательно было выделено по рублю на покупку мороженого. А то и в кино иногда ходили. Но в этот день, когда мы сидели и завтракали, из тарелки радиоприемника (телевизоров тогда не было), раздались позывные Москвы. Мелодия ≪Широка страна моя родная…≫. Вдруг голос Левитана: ≪Внимание, внимание, говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза…≫. Мы, естественно, все насторожились. Честно говоря, эти слова вызвали у нас испуг, оторопь, все вскочили, прижались к папе. И мама даже тихо сказала: ≪Опять война≫. Это было 4 октября 1957 года. Это было воскресенье. И вдруг — радостная новость, что запущен искусственный спутник Земли. Все выдохнули, а мама уже не могла успокоиться, она плакала.
Так для нас начинался один из величайших периодов жизни нашего Отечества — космическая эра. Она началась восторженно, признанием всем миром нашей страны и в науке, и в технике.
Потом мне не раз доводилось встречаться и общаться с космонавтами. Это замечательные люди. Это действительно герои.
Мужественные, умные, талантливые. А вообще первые космонавты нашей страны — это были идеалы, на которые ровнялась молодежь. Это был пример для подражания. Очень много детей хотело быть космонавтами. Очень много потом появилось мальчиков по имени Юрий. Это время позволяло, несмотря на все наши трудности, гордиться нашей страной. Мы действительно были впереди планеты всей.
Газета «Правда» № 278 (14807). Суббота, 5 октября 1957 г. Коллаж 1

Газета «Правда» № 278 (14807). Суббота, 5 октября 1957 г. Коллаж 1

Газета «Правда» № 278 (14807). Суббота, 5 октября 1957 г. Коллаж 2

Газета «Правда» № 278 (14807). Суббота, 5 октября 1957 г. Коллаж 2

Продолжение следует…

Книга «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох» записана, обработана и составлена по его эксклюзивным рассказам журналистом Александрой Медведевой. Известной также выпущенной в 2009 году книгой «Пять лет с Валентиной Матвиенко».

В рассказах Лобко, которого называли «серым кардиналом Смольного» наполненных юмором и простыми бытовыми моментами мы увидим молодого Бориса Николаевича Ельцина конца 70-х годов, Валентину Ивановну Матвиенко начала комсомольской деятельности, Евгения Максимовича Примакова с оторванным рукавом пиджака в толпе на митинге в Баку, Леонида Ильича Брежнева здорового и полного сил. Мы видим как Ленинград превращается в Санкт-Петербург, а СССР — в Россию. Мы наблюдаем за тем, как рушилось и как восстанавливалось целое государство, как строили защитные сооружения города от наводнений и какими были первыми предвестники «майданов». Мы узнаем, как развивалась система РЖД в 90-ые годы. Мы видим Правительство периода правления Матвиенко и ее состав в неформальном виде: Александра Вахмистрова, Аллу Манилову, Михаила Осеевского и многих других. Мы узнаем основы кадрового управления государственной машины и некоторые нюансы избирательных кампаний.

Заказать книгу с доставкой можно на сайте издательства «Митра» по ссылке