На 3 миллиона рублей было выписано штрафов организациям за нарушения прав участников и гостей Чемпионата мира по футболу в Петербурге в 2018 году. По данным Роспотребнадзора, превышение цен в этот период времени на товары и услуги составляло от 3 до 360 процентов. В основном речь идет о гостиничной сфере. Такие данные озвучили в пятницу в Смольном на конференции, посвященной 30-летию потребительского движения в России.
В сфере товаров и услуг, 70 процентов жалоб на качество товаров приходятся на обувь. Второе место по претензиям приходится на строительные товары. Как сообщила Елена Козьякова, президент Ассоциации региональных общественных организаций по защите прав потребителей «Выбор потребителя», производители часто не предупреждают, что обувь предназначена, например, только для ношения в помещениях. Она рассказала про очень длительное разбирательство из-за претензий к обуви одной итальянской марки, которая, как оказалось, была предназначена для верховой езды.
Как сообщила на конференции представитель Роспотребнадзора Наталья Башкетова, за последние 12 лет структура жалоб от граждан изменилась. Если ранее возмущались при отсутствии книги жалоб и предложений, ценников и других формальных условий продажи товаров, то сейчас граждане понимают в конкретных ситуациях, в чем нарушены именно их права и формируют обращения со ссылками на действующее законодательство. В 2005 году треть обращений касались оказания услуг населению, а 2/3 — продажи товаров, но сейчас ситуация противоположная.
Сегодня жалуются на дистанционную продажу БАДов, много претензий к сфере торговли автомобилями. С начала 2017 года по текущий период 2018 года на нарушение законодательства по торговле автомобилями поступило 900 обращений. Они касаются и сроков передачи купленной машины, и наличия не оговоренных дефектов у авто б/у. Но половина из 286 протоколов о привлечении к административной ответственности касались навязывания дополнительных страховых услуг как обязательного условия для одобрения кредита. «Машина стоит 300 тысяч рублей, а кредит получается на 1,5 миллиона», — отметила Башкетова.
Последнее время много жалуются на навязывание юридических услуг со стороны непонятных контор. Сайты организаций маскируют под государственные, используя госсимволику. От федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей сообщили данные, согласно которым оборот розничной торговли на половину состоит из продовольственных и непродовольственных товаров.
Конечное потребление домохозяйств (товары и услуги) составляет 50 триллионов рублей. Потребление в розничной торговле составляет около 30 триллионов рублей. Сфера услуг составляет 20 триллионов рублей. Общественное питание – 1,3 триллиона. И только 0,28 триллиона рублей составляет экспорт.
400 миллиардов рублей составляют потери потребителей при фальсификации только 3 процентов пищевой продукции. Потребление продуктов питания составляет 13,8 триллионов в год.
Председатель Общероссийского союза общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации» Петр Шелищ, бывший депутат Государственной Думы выступил на тему необходимости обеспечить всем гражданам потребительские блага первой жизненной необходимости. По его данным 300 тысяч тонн продуктов питания должно уничтожаться в связи с истечением срока годности. Но такие объемы не уничтожаются. Значит, реализуются. «Надо создать систему продуктовой благотворительности. Бесплатно или, как в Германии за 1 евро, отдавать нуждающимся людям товары, у которых срок годности находится на грани истечения», — заявил Петр Шелищ. Он так же выступил за лекарственное страхование граждан с низкими доходами. И за то, чтобы снижать закредитованность граждан: «Закредитованность граждан в стране растет. Одна ситуация, когда, ради того, чтобы не показаться хуже других, молодые люди покупают дорогие смартфоны и автомобили, которые им не по карману. А потом берут новые кредиты, чтобы покрыть старые. Но есть и другие истории, когда в тяжелых жизненных обстоятельствах из-за здоровья близких, люди идут в долговую кабалу, чтобы решить проблемы жизненной необходимости», — сказа Шелищ.
На открытии планировалось присутствие врио губернатора Петербурга Александра Беглова. Но он не смог прийти. И вице-губернатор Сергей Мовчан зачитал его приветствие.
От Александра Беглова передали слова о том, что все мы ходим в магазины и принадлежим армии потребителей. Наша общая задача – обеспечить качество этих товаров. В сентябре 1988 года был создан ленинградский клуб потребителей, первый нашей стране. Он старше московского на 2 месяца. В СССР был создан только спустя год. Так что наш город — пионер потребительского движения в России.
А.М., Петербургский формат