В смольнинском автопарке Петербурга насчитывается 606 автомобилей. Среди них есть почти раритетные, 1984 года выпуска. Больше половины автомобилей в парке — марки Toyota Camry, которые массово скупались в последние годы. Их 366 штук. Такие подробности выяснились после того, как последние аукционы, объявленные бюджетным автотранспортным предприятием «Смольнинское», не состоялись.
Как писал «Петербургский формат» 10 июля, когда закупки были еще только размещены, ГБАП планировал купить за 16,5 миллионов рублей 11 новых достаточно дорогих автомобилей. Предположительно, по комплектации, это были Toyota Camry нового 2018 выпуска примерно по 1,5 миллиона за каждую. По второй закупке за 4,5 миллиона рублей планировалось приобретение еще семи машин «попроще». По параметрам подходило немного машин, ближе всего к техническим требованиям была Lada Vesta. Как было указано в техническом задании, автомобили планировалось купить для нужд Администрации губернатора, которую возглавляет вице-губернатор Александр Говорунов.
Подача заявок на участие в аукционах была объявлена до 26 июля. А проведение самого аукциона было назначено на 2 августа. И если по поводу второго конкурса на предмет, какой же подрядчик придет на поставку недорогих машин, еще были сомнения, то первый аукцион почти на 100 процентов показывал на давнего стабильного партнера по поставке Toyota Camry. Ведь еще 2017 году за 8,1 миллиона рублей была осуществлена закупка 6 автомобилей по цене 1,5 миллиона за штуку у ООО «АВТОЦЕНТР НЕВСКИЙ», который является официальным дилером этих машин.
Несостоявшийся аукцион говорит о том, что Смольный либо отказался от закупок автомобилей и договорился с поставщиками, чтобы они не делали заявок на аукцион. Либо о том, что никто из поставщиков Петербурга и России летом сотрудничать со Смольным не хочет на предмет подобных закупок и аукцион попробуют объявить повторно. Либо о том, что с целью экономии средств, которые теряются при проведении аукционов на понижение, заказчик решил пропустить эту процедуру. Так как отсутствие заявок от подрядчиков дает право разместить закупку путем запроса предложений. Это такая процедура, когда закупка публикуется в общей системе, а заказчик может направить предложения надежным партнерам, с которыми уже имел зарекомендовавшие себя партнерские отношения. И кто из подрядчиков пришлет наиболее близкие предложения, тот контракт и получит.
Впрочем, не исключено, что закупка все же снята совсем. Потому как сразу после того, как стало известно об отсутствии заявок, ГБАП «Смольнинское», 30 июля разместил аукцион на техническое обслуживание и ремонт автомобилей предприятия на 39,5 миллионов рублей. Контракт является «длинным», такие редко встречаются в бюджетном процессе. Обычно окончание всех работ граничит с закрытием бюджетного года. Но подобные подряды выписываются и на более длительные периоды. Данный контракт рассчитан до 31 декабря 2020 года. И будет «выбираться» по мере оказания услуг. То есть, когда проведено обслуживание и ремонт машины, тогда на сумму затрат, запчастей и труда работников он и оплачивается.
Из этого контракта и стало известно, сколько каких машин числится на обслуживании смольнинского предприятия и в какие годы они были приобретены. Это с учетом того, что покупалось машин больше. Периодически предприятие объявляло распродажу по себестоимости тех автомобилей, которые уже вышли из эксплуатации. Но к ИФА-25 1984 года это не относится. Немецкий грузовичок некогда был на пике популярности. С заводского конвейера ГДР в месяц выходило около 10000 машин. Перед началом Олимпийских игр, проходивших в СССР, было завезено 20000 единиц немецкой техники, которая по сегодняшний день трудится и встречается на наших дорогах, несмотря на пенсионный возраст. В то время автомобиль оборудовался компактной кабиной на два места, с отличной панелью управления. Компактный, манёвренный он мог протиснуться в любой переулок или улочку города, посёлка. Радиус разворота составлял всего 5 (пять) метров.
Среди нестандартных закупок Смольного, в автопарке есть трактор МТЗ-82.1 2005 года, Isuzu 2007 года, спортивный MUSTANG 2008 года, ПАЗик 2011 года, грузовик MAN 2013 года, «Волга» 2013 года и Lada Granta 2016 года.
Мерседесы, на которых обычно передвигается первое лицо города и спикер Законодательного собрания, также значатся в перечне. Всего в автопарке 9 машин этой марки разных лет. Самые первые были приобретены, когда губернатором города был Владимир Яковлев, а спикером ЗакСа — Сергей Тарасов. С 2001 года сохранилось две машины Mercedes-Benz. Когда Петербург возглавляла губернатор Валентина Матвиенко, а Законодательное собрание — Вадим Тюльпанов, появилась одна машина Mercedes-Benz S-class в 2006 году и еще две такие же в 2007 году. Во время работы губернатором Георгия Полтавченко, а председателем Законодательного собрания — Вячеслава Макарова, в 2013 году Смольный приобрел две машины Mercedes-Benz и одну Mercedes-Benz S-class. В 2016 году был куплен один Mercedes-Benz S400 4MATIC.
Члены Правительства города, которых насчитывается всего 15 человек, а это — все вице-губернаторы и избранные из избранных среди глав комитетов и районных администраций, с 2008 года передвигаются на Ауди. Тогда было куплено 17 машин Audi A8L. Еще 12 машин было приобретено 2013 года выпуска. И еще парочка в последующие годы.
Почти все чиновники и депутаты ЗакСа перемещаются по Петербургу на машинах Toyota Camry. Раньше приоритет обдавался Volvo S80, но их довольно быстро перестали закупать и потом даже распродали. Многим чиновникам они показались семейными автомобилями и неудобными для делового взаимодействия. Тем не менее, несколько Volvo в парке осталось – 21 машина выпуска от 2006 до 2012 годов и одна Volvo XC70.
Всего в гараже 366 Toyota Camry. Есть еще парочка микроавтобусов Toyota Hiace 2007 и 2012 годов.
Поначалу Камри закупалось понемногу, в 2006 и 2008 годах по несколько штук в год. В 2009 году была первая крупная поставка на 25 автомобилей. И в 2010 году купили сразу 105 штук. Еще 67 – в 2011 и 2012 годах. В 2013 году – еще 65 автомобилей. И 78 машин в 2014 году. Потом закупки пошли на спад.
На должность руководителя ГБАП «Смольнинское» 17.06.2014 года был назначен выходец из Сбербанка Александр Сребродольский. Он сменил Александра Гашкова, который служил на автопредприятии с 1986 года и возглавлял его с 1999 года, пережив все этапы его реорганизации. Две машины этой марки еще были закуплены в 2016 году и 16 штук в 2017 году. А в конце октября 2017 года Сребродольский в возрасте 46 лет неожиданно скончался. Его тело нашли на лавочке около пансионата «Балтиец» в посёлке Репино. Без признаков насильственной смерти и ограбления. Предположительно у него случился инсульт или инфаркт. А предприятие с 30 октября 2017 года возглавила Любовь Страшнова. И пока ни одного нового автомобиля при ней закупить Смольному не удалось.
А.М., Петербургский формат