На уровне правительства обсуждается возможность отказа от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург или серьезного сдвига сроков проекта. Вместо него предлагается построить выделенный грузовой ход между городами. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
По сведениям издания, 27 октября на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова обсуждали финансовый план ОАО «РЖД» на 2022-2024 годы.
В протоколе совещания есть рекомендация к РЖД «дополнительно проработать» ряд вопросов с учетом позиций вице-премьера Марата Хуснуллина, помощника президента Игоря Левитина и Минфина. Среди этих вопросов — проект по строительству ВСМ Москва—Санкт-Петербург, который нужно вновь оценить «с учетом поручений президента РФ Владимира Путина, принимая во внимание перспективы развития грузового сообщения в направлении портов Северо-Западного бассейна».
В проекте протокола этот пункт был сформулирован как «оптимизация проекта строительства железнодорожной линии Москва—Санкт-Петербург с участием крупнейших грузоотправителей».
По данным источников газеты, параллельно с отказом от высокоскоростной магистрали обсуждается вариант создания выделенного грузового хода между Москвой и Петербургом. На этом настаивает РЖД.
В РЖД, секретариатах Белоусова и вице-премьера Марата Хуснуллина комментариев не предоставили.
При этом источники газеты среди грузоотправителей сходятся во мнении, что существенного роста грузопотока между Москвой и Петербургом, ради которого стоило бы строить выделенный грузовой ход, не предвидится. Часть грузопотоков и так была убрана с железной дороги при запуске «Сапсанов».
Создание дополнительной грузовой инфраструктуры между Москвой и Петербургом полностью потеряло актуальность после запуска платной автотрассы М-11 «Нева», радикально улучшившей транспортное сообщение и удовлетворяющей все потребности грузоотправителей, которые оснастили автомобили транспондерами, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
ВСМ, стоимость которой в зависимости от способа финансирования оценивалась в 1,4–1,7 трлн руб., должна сократить время перемещения между столицами до 2 часов 15 минут. Строительство предполагали завершить в 2027 году.