Интерес к урбанистике возник внезапно, как по волшебству — сначала в «миллионниках», а потом и на периферии. Горожане стали интересоваться тем, как сохранить исторический дом или брусчатку на мостовой, где лучше разместить клумбу и как сделать так, чтобы стало чище в парадной. Урбанистика, по сути, стала новым смыслом жизни креативного класса в России.
По странному стечению обстоятельств, рост интереса к урбанистическому направлению начался сразу после массовых демонстраций в декабре 2011 года. Стратегия малых дел сначала продвигалась молодежной организацией «Наши», а потом была подхвачена около-оппозиционными движениями. Постепенно к процессу подключились и аполитичные блогеры, которые стали живописать публике ужасы состояния городской среды в России, создавая тем самым запрос на деятельность по ее улучшению.
Суть ее заключается в том, чтобы вовлечь молодежь и средний класс в решение «вопросов местного значения», увлечь ее хитросплетениями работы муниципальных депутатов, проблемами установки лавочек и асфальтирования проездов.
Эта инициатива была активно поддержана властями отдельных регионов. По мнению скептиков, активная поддержка чиновниками гражданских инициатив была организована для того, чтобы снизить градус политической борьбы. Но практика, как известно, лучший критерий истины: накал борьбы сбит не был, особенно в Петербурге и в Москве.
Скорее всего, логика властей была несколько иной. Многочисленные опросы общественного мнения показали, что на первом плане для жителей городов находятся не только бытовые проблемы – тарифы ЖКХ, например, — но и наличие в городах знаковых мест, рациональная организация городского пространства в целом, эстетическая, культурная составляющие городской жизни. Вот почему тема урбанистики была поднята «на флаг» и, согласно прогнозам экспертов, в ближайшее время будет иметь возрастающее значение, в том числе — на политическом уровне, так как городская среда оказывает огромное влияние на настроения горожан.
Основным «двигателем» урбанистики стали социально активные горожане, которых принято называть «креативный класс». Он состоит из внутренне свободных, образованных пассионариев, представителей преимущественно творческих профессий. Именно он является средой, инициирующей развитие города.
Американский экономист, автор теории креативного класса Ричард Флорид призывает «отцов города», т.е. чиновников создавать особые условия для «креативного класса», который, в свою очередь, станет преобразовывать и диверсифицировать городское пространство, используя собственные исключительные качества и свойства, которые обобщаются Флоридом через три Т: «толерантность, технология, талант».
Судьба города зависит всего лишь от творческой удачи сведущих экспертов, которая действует, как золотой ключик или волшебная палочка, способная полностью изменить его незавидную депрессивную участь.
Люди поняли, что урбанистика — это точка приложения, где каждый, в меру своих организационных способностей, может принести пользу обществу. Зачастую активные граждане объединяются вокруг какого-то конкретного проблемного вопроса. Например, тема брусчатки стала знаковой для богатого на нее Калининграда и объединила креативный класс вокруг идеи ее сохранения.
Тема развития общественных пространств, благодаря усилиям блогеров и Правительства Москвы, стала топовой для столичных урбанистов. В авангарде здесь выступает Департамент культуры Москвы. Именно по его инициативе в Столице провозглашена программа приближенности культуры к народу, реализуемая этим же структурным подразделением правительства. Акцент программы сделан на создание общественных, пешеходных и культурных пространств в городе. В рамках реализации стратегии предусмотрено открытие большого количества парков и общественных пространств. В рамках программы будут проводиться обучающие семинары для жителей города на тему создания городской среды, общественных и коммуникативных зон.
Власти Москвы также ввели в эксплуатацию сайт, с помощью которого каждый москвич может пожаловаться на недоработки властей города в развитии городской среды. Чиновники заверяют, что решить основную часть проблем они смогут за восемь дней.
В отличие от столичного правительства, власти Санкт-Петербурга не спешат с созданием условий для реализации творческого потенциала урбанистов. Но есть энтузиасты, которые создают проекты для решения проблем города, например, портал «Красивый Петербург». Подключается к этому процессу и бизнес. Строители «Лахта центра» не раз на общественных слушаниях и среди различных групп экспертов обсуждали тему развития территорий и привлечения к этому процессу активных горожан.
Алексей Плетнев