На торгах в рамках реализации программы «Аренда памятника за 1 рубль», прошедших накануне, был сдан в аренду памятник культурного наследия регионального значения «Александровские ворота Охтинских пороховых заводов», расположенный на улице Химиков, 20. Об этом сообщает комитет имущественных отношений.
Победителем аукциона стало ОАО «Научно-исследовательский институт химических волокон и композиционных материалов (с экспериментальным заводом)». Согласно договору, который будет заключен сроком на 49 лет, институт в течение первых 7 лет должен восстановить памятник. Работы должны быть согласованы с КГИОП.
Отмечается, что арендная плата на период восстановления ворот составит — 6300 рублей в месяц. После восстановления по условиям программы институт получит право на льготную арендную плату в размере 1 рубль за 1 кв.м. площади в год.
«Александровские ворота Охтинских пороховых заводов» были возведены в камне по проекту архитектора Ф.И. Демерцова в 1805 году после крупного пожара при взрыве пороха на заводе. Их построили на берегу реки Охты ниже плотины. От них вверх по течению к плотине располагались заводские строения. Ворота, вероятно, строились специально для визита императора Александра I, так как располагались уже внутри территории завода, а в качестве проходной существовали другие ворота – Георгиевские.
Ворота представляют собой классическую постройку с выразительным силуэтом. Арка по юго-западному фасаду акцентирована сдвоенными колоннами тосканского ордера, поддерживающими фронтон, а вся композиция завершается небольшой башней звона под куполом со шпилем. В башне, вероятно, располагался колокол. Базы колонн изготовлены из чугуна. Непосредственно к воротам примыкают, составляя с ними одно целое два «покоя» для стражи – кордегардии. С северо-восточной стороны объемы кордегардий располагаются под углом к фасаду ворот, образуя трапециевидное пространство, напоминающее крепостное сооружение. В кордегардиях сохранились остатки печных дымоходов.
Существует версия, что после визита императора ворота использовались для сигнальных целей, «управление» колоколом могло осуществляться только через люк с земли или по приставной лестнице: никаких следов других лестниц не обнаружено.