Поезда, которые развивают скорость до 600 километров в час, уже запущены в Японии. В России технологии быстрого передвижения еще находятся на стадии разработки и тестирования. Речь идет о переходе с рельс-колес на магнитные направляющие. Чтобы запустить первый проект, необходимы инвестиции в 47,5 миллиардов рублей. И заинтересованный инвестор есть.
Эти и другие проблемы, а также пути их решения обсуждают в эти дни на международной конференции MAGLEV 2018. Впервые с 1977 года она проводится в России. И не просто в России, а в Петербурге, где инвесторы, инженеры и новаторы – 400 специалистов из 30 стран мира – собрались под сводами Университета путей сообщения Императора Александра I.
В Японии технология магнитной левитации используется с 1969 года. Один из амбициозных проектов сегодня — линия Chuo Shinkanse. Как рассказал председатель Международного управляющего комитета Конференции «Маглев-2018» доктор Хироюки Охсаки, в перспективе к 2027 году, трасса Токио – Нагойя длинной в 286 километров будет преодолеваться за 40 минут со скоростью 505 км/ч. К 2045 году расстояние от Токио до Осака длиной в 438 километров можно будет преодолеть за 67 минут. Сейчас же расстояние от Токио до Осака по самой первой в мире высокоскоростной магистрали Японии tokaido shinkansen в 515 километров преодолевается за 2 часа 22 минуты со скоростью 285 километров в час.
Президент Международного совета по магнитной левитации доктор Йоханнес Клюшпис выделил три основные технологии быстрого передвижения. Он назвал японскую систему HSST Linimo, которая начала эксплуатацию с весны 2005 года и является относительно низкоскоростной. Вторая технология, реализованная в беспилотном шаттле, EcoBee, который запущен с 2012 года в Южной Корее. Он передвигается от аэропорта Инчхон. Третья — Chinese M. Немецкий профессор говорил больше о проблемах, связанных с запуском разных систем движения поездов на магнитной подушке. В частности о том, что большинство вопросов, таких как обеспечение безопасности, финансирования, эксплуатации, производства комплектующих и обслуживания трасс, закрыты. В Японии действует один оператор по всем вопросам. В Европе на рынке задействованы несколько компаний. В России вообще оператора нет. По его словам, необходимо уже сегодня думать о стандартизации, и нужны базовые соглашения с инженерами разных стран.
Но с российской стороны думать о стандартизации рано. У нас пока ни одного быстрого поезда не запущено в принципе. Хотя разработки ведутся. Курирует этот вопрос в прошлом министр транспорта, а сейчас — профессор ПГУПС, председатель Совета кластера «Российский маглев» Анатолий Зайцев. Он рассказал, что российские специалисты рассматривают две идеи. Одна из них – передвижение поезда в вакуумной трубе. Вторая – использование магнитолевитационных технологий.
Но передвижение в трубе вызывает множество вопросов, которые не находят ответов. В том числе, как удерживать скорость до 1000 километров в час и как прокладывать магнитный рельс в вакуумной трубе. Технология с магнитной подушкой, по его мнению, более перспективна. Ее применение в нашей стране позволит пересечь страну с запада на восток за 19 часов. Она перспективна не только для прокладки трасс между городами, но и внутри мегаполисов: для метрополитена, скоростных трамваев.
Вот уже три цикла, с весны 2015 года, проводится эксперимент. Под Петербургом новаторы поставили 28 тонную грузовую магнитолевитационную платформу в режим левитации, который создается постоянными магнитами неодим-железо-бор. Платформу поместили на улице. И вне зависимости от погоды вот уже 2,5 года под ней сохраняется заданный изначально зазор в 25 мм. Уровень напряженности физических полей там, где нет оборудования, соответствует естественному магнитному фону Земли на расстоянии 10 см от магнитного полюса. А это значит, что и дополнительной защиты от магнитных полей не требуется.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко об успешном эксперименте знает. Ему, и тогда еще министру транспорта России Максиму Соколову промежуточные результаты несколько лет назад показывали. На конференцию губернатор приехал. Он сообщил гостям города, что в 2016 был создан кластер Российский Маглев. По его словам, кластер проводит уникальные исследования, которые позволят запустить конкурентоспособные технологии. «Внедрение новейших разработок повысит качество и безопасность передвижения. В нашей стране 87 тысяч километров железных дорог. Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача по развитию транспортных коридоров между региональными центрами, созданию скоростного и высокоскоростного транспорта», — отметил Георгий Полтавченко.
Потенциальный инвестор для российского проекта — международная финансовая корпорация Keystone Group. Прорабатываемая пилотная магистраль — от аэропорта Домодедово до пересадочного узла в Царицыно. Длина участка – 30 километров. Объем инвестиций 47,5 миллиардов рублей. После того, как будут готовы чертежи и документы магистрали, на ее строительство и запуск может потребоваться всего 2 года.
Главная же мечта новаторов связана с направлением Бронка – Москва. Отсюда магнеловцы мечтают начать строительство головной линии транспортных магнитолевитационных коридоров Север – Юг и Восток – Запад по территории России.
А.М., Петербургский формат