Количество грузоперевозок через Северный морской путь за 2017 год увеличилось в 2 раза. Об этом сообщил в рамках международного арктического саммита, который проходил 15 и 16 февраля в петербургском морском техническом университете, исполняющий обязанности генерального директора ФГКУ «Администрации Северного морского пути» Сергей Кукушкин. По его данным, на 2015 год объем грузоперевозок составил 5431 тонн, а на 2017 год — 9931 тонн. Также во время доклада экспертом было упомянуто, что на конец 2017 года количество судоходных компаний, подавших заявление на плавание судов в акватории Северного морского пути, составило 188, из них 62% — отечественные компании и 38% — иностранные. По его мнению, данные цифры свидетельствуют о заинтересованности компаний в освоении арктической зоны России и привлечении новых инвестиций.
В международном арктическом саммите приняли участие лидирующие российские компании и иностранные нефтегазовые и энергетические структуры, научные и транспортные компании, ведущие свою деятельность непосредственно в арктической зоне. На протяжении двух дней на саммите поднимались вопросы, касающиеся грузопотоков минерального сырья, развитии ледокольного флота и экологического состояния арктического региона.
Участники отметили, что из-за труднодоступных территорий, освоение арктической зоны затягивается на годы, а то и десятилетия. «Арктика-это проблема будущего, решение которой тянется на многие столетия»,- сказал вице губернатор Санкт-Петербурга Михаил Кучерявый на открытии саммита.
На протяжении двух дней поднимались темы, касающиеся грузопотоков минерального сырья в акватории Севморпути, развития ледокольного флота и обеспечения хозяйственной деятельности в арктическом регионе. На сессии транспортно-логистических комплексов и судостроения заместителем генерального директора ФГУП «РосАтомфлот» Константином Князевским был представлен проект «Ямал СПГ». Он реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Оператором проекта является ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «Новатэк» (50,1%), концерна «TOTAL» (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%). Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Данный проект поможет создать конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки природного газа. Строительство завода осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно.
Также в ходе саммита поднимался вопрос об экологии в арктической зоне, так как именно Арктика является климотоформирующим районом планеты и выполняет функцию индикатора глобальных климатических и экологических изменений на Земле.
В ходе сессии климата Арктики и экологических рисков председатель правления Российской культурной миссии в Дани Ирина Бьёрно выделила такие методы борьбы с загрязнением арктического региона, как регулирование эмиссии углекислого газа, снижение содержания серы в бункерном топливе морских судов, а также запрещение использования перевозки дизельного топлива. По окончанию саммита все участники обменялись опытом, а также выбрали направление для дальнейшего развития арктического региона.
Справка:
Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 358-р на основании пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» для осуществления организации плавания судов в акватории Северного морского пути. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.
А.Ш., Петербургский формат
Фото с сайта Морского технического университета