Родился в Марселе, похоронен в Петербурге. Блистал на сцене Нантского театра, а был приглашен в 1847 году в наш город российскими властями. Мариус Петипа – легендарный балетмейстер, которому 11 марта в Петербурге открыли мемориальную доску в честь 200-летия со дня его рождения.
Церемонию и вел и открывал сам ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе. Он рассказал, что идея отпраздновать юбилей Мариуса Петипа ему пришла два года назад. Он написал письмо губернатору Петербурга. А в итоге балетмейстер стал центральной фигурой всего 2018 года в российской культурной жизни.
Губернатор Петербурга, которому Цискаридзе за два года до этого написал письмо, Георгий Полтавченко, сообщил, что роль балетмейстера настолько важна в культуре, что его юбилей отмечается на самом высоком государственном уровне: Указом Президента России 2018 год объявлен годом Мариуса Петипа. И весь предстоящий международный культурный форум пройдет в Петербурге под эгидой его юбилея.
Георгий Полтавченко напомнил, что Мариус Петипа приезжал в Россию, заключив контракт всего на год. А в итоге остался здесь жить. «Он был великим балетмейстером, человеком, который поставил более 70 балетов, балетов которые до сегодняшних дней идут на лучших сценах всего мира. 60 лет он служил, служил балету. Не каждому выпадает такая доля – заниматься любимым делом столько лет».
На мероприятии было не очень людно, оно прошло почти камерно. Ни с чиновниками, ни с гостями, ни со зрителями переборов не было. С белыми цветочками стоял вице-губернатор, курирующий внутреннюю политику в городе, Константин Серов. Загадочно то хмурился, то улыбался глава Комитета по культуре Константин Сухенко. Таинственно как будто из ниоткуда в классическом пальто, синем шарфе и черном котелке появился глава КГИОП Сергей Макаров.
Еще был консул Франции в Петербурге Уго де Шаваньяк. Он был простужен и без котелка — в котелке и стильных очках ходил его предшественник на этом посту Тибо Фуррьер.
Уго де Шаваньяк отметил роль франко-русского сотрудничества по обмену хореографами, которые выступают на сценах России и Франции, сотрудничество в области хореографического образования и сообщил, что на мероприятии присутствовала его соотечественница, которая окончила Академию им. Вагановой.
Из мемуаров Петипа: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем» |
А еще на мероприятие пришел пожилой Николай Иванович. Он собирает подписи в поддержку инициативы увековечения памяти балерины Натальи Дудинской.
-Я уже разговаривал с депутатами, мы уже собрали инициативную группу. Нам сказали, что нужно много подписей. Мы около 500 уже собрали. Но нам сказали, что нужно больше. Вы не подпишите? А может быть здесь в Академии можно у кого-то подписать? Вы мне можете помочь?, — пожилой человек попытался достать из «авоськи» кипу исписанных листочков…
-Что Вы? Что Вы? Не надо, не здесь, не сейчас…Не то мероприятие, Вас здесь сейчас не поймут. Могут обидеть…Потом, мы спросим, мы поговорим…, — отговорили участники дедушку проявлять инициативы по сбору подписей на мероприятии с участием первых лиц города и повышенных мер безопасности.
Но вопрос: «Зачем столько подписей, если иногда достаточно написать письмо губернатору?», — остался открытым.
Справка:
Дебют Мариума Петипа по приезду в Россию состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России — сначала как солист балета и педагог, с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство. Петипа знаменит тем, что создал стиль академического балета, укоренил универсальную классическую школу. Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова. Среди его учениц была и Агриппина Ваганова.
Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому. В 77 лет французский балетмейстер поставил «Лебединое озеро». Спектакль стал бессменным символом русского балета. За полвека работы в России Петипа вывел на сцену свыше 60 балетных спектаклей. «Щелкунчик» и «Раймонда», «Золушка» и «Сон в летнюю ночь»
А.М., Петербургский формат
Фото Мариуса Петипа и историческая справка с сайта Культура РФ