У России до сих пор нет бренда, хотя наша страна занимает 10 место в мире по посещаемости. Между тем из 195 стран мира 146 уже создали и запатентовали бренд. В 2010 году США заработали на туризме 137 млн долларов, а в 2015 после создания бренда доходы от туризма выросли до $204 млн. Об этом в четверг, 16 ноября, в ходе дискуссии «Культурный брендинг территорий: как повысить инвестиционную привлекательность региона?» в рамках VI петербургского международного культурного форума в Российском этнографическом музее рассказала генеральный директор брендингового агентства Brandson Branding Agency Елена Юферева. по ее словам, в США даже создан целый департамент бренда USA, который отвечает за продвижением страны. В России два года назад провели конкурс по разработке бренда России среди добровольцев. Это было ошибкой, считает Елена Юферева. Потому что важными этапами разработки бренда являются бренд-аудит и разработка стратегии его использования. После этого создали сборную команду России по брендингу, которые разработали 10 вариантов бренда. Например, лоскутное одеяло со слоганом «Больше, чем ты знаешь», или шар с надписью «Россия» и слоганом «Здесь целый мир». До Нового года компетентное жюри, в составе которого есть и иностранные специалисты выберут бренд России.
Директор по региональному развитию государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Алиса Прудникова сообщила, что в России пока не научились считать эффективность культурного события. «Мы считаем посетителей, но не считаем, какие средства они оставляют в городе, какую пользу приносят экономике», — отметила она. И это большая проблема. Потому что создавать бренд территории следует исходя из его привлекательности. А более всего привлекает людей культура. Культурный брендинг территории – поиск своей специфики, считает она. В пример она привела Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, которая впервые прошла в 2010 году в Екатеринбурге. Акцент сделали на конструктивизме, так как в этом городе нашлось целых 18 ансамблей конструктивистской архитектуры. «Конструктивизм стал лицом территории, — сказала она. – А сегодня Екатеринбург претендует на Экспо-2025, благодаря удачно созданному бренду».
Президент Фонда «Открытая коллекция» Алексей Германович поделился своим увлечением – русской росписью предметов быта: прялки, сундуки, дуги, двери, филенки, полотенца. «Крестьянское искусство русского севера – основа русского авангарда», — утверждает он. Это увлечение привело к тому, что русские росписи стали фирменным стилем Олимпиады-2014. В ее оформлении использовали 38 узоров забытых росписей – северодвинской, мезенской, якутской и казачьей. А еще запустили дизайнерский фестиваль Ru.Branding – предоставив возможность желающим перекрасить Россию. Первым сделали бренд для города Урюпинска Волгоградской области, который так понравился губернатору, что он стал поклонником этого небольшого городка.
Завершил дискуссию глава коммерческой службы BBC World News в России Сергей Становкин. По его мнению, «брендинг – это в первую очередь коммуникация». «Отсутствие коммуникации порождает полное отсутствие информированности общественности о продукте, о бренде в целом, — подчеркнул он. – В быстро меняющемся мире, когда инвесторы большую часть жизни проводят в самолетах и поездах, нужно уметь коротко и эффективно рассказать им о своей стране или регионе. В последние 5-7 лет мир перешел от бренда страны, к региональному брендингу. Поэтому важно, чтобы каждый город имел свой привлекательный бренд». Причем, важно, чтобы этот бренд поддержали жители страны или региона.
Модератор поддержал спикера, рассказав, что новый бренд Амстердама, акцент в котором сделан на свободу в потреблении легких наркотиков, показался неудачным большинству горожан. «Примерно то же произошло с брендом Перми, — рассказал Алексей Германович. – Бывший губернатор, одним из первых в стране разработавший бренд своего города, сделал акцент на культуру, в городе появилось много деревянных скульптур и даже красный человек на крыше одного из зданий. Но пермякам это не понравилось. Сейчас разрабатывается бренд Перми с акцентом на новые технологии «Пермь – цифровая Мекка России».
Л.Г., Петербургский формат