Конечной станцией Царскосельской железной дороги – первой в России пассажирской железной дороги общего пользования, был Павловский вокзал. За свою более чем столетнюю историю Павловский вокзал, открытый как коммерческий проект в 1838 году по образцу европейских садово-парковых развлечений, превратился в значимый культурный центр России XIX — начала XX века. Вокзал влиял на музыкальное образование общества, формируя компетентного слушателя, и участвовал в развитии профессионального музыкального сообщества.
Благодаря приезду известных музыкантов из Франции, Австрии, Германии, Чехии и Польши Павловский музыкальный вокзал стал международной концертной площадкой, которая одновременно отражала изменения в российском обществе и истории страны.
Есть точная дата, кардинально изменившая судьбу Павловска.
6 января 1835 года чешский инженер Франтишек-Антонин фон Герстнер подал Николаю I записку о «выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск». Уже через год начались земляные работы по всей намеченной линии трассы.
Линия железной дороги врезалась стальной полосой в лесную часть парка — район «Большой Звезды». Строительство велось, как принято сейчас говорить, ударными темпами. В августе началась укладка рельс. 16 марта 1836 года Правление Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от дел жители столицы могли получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне прелестной природы Павловского парка». В программе планировались балы, танцы, маскарады и «другие собрания».
«Огненный конь»
(так о паровозе писали столичные газеты) ворвавшись в Павловск, привозил в некоторые летние дни до 2000 человек, плативших за поездку 80 и 40 коп. серебром. Обед в ресторане воксала стоил один рубль серебром, смех и хлопанье пробок от шампанского заглушали звуки военного оркестра и «тирольские напевы двух немочек».
Музыке в Павловском вокзале никто не придавал тогда серьезного значения. Она с трудом завоевывала сердца столичной публики: праздники с фейерверками сменялись балами и богатой иллюминацией. Музыка лишь довершала очарование отдыха на природе.
В 1838 году для создания новых развлечений и в качестве приманки для публики в Павловском вокзале выступал с ежедневными четырех- , а иногда пятичасовыми концертами хор московских цыган, исполнявший отрывки из опер русских композиторов, русские песни, романсы. В дни, когда цыгане только пели и не плясали, вход был бесплатным. В других случаях билет в залу и на хоры стоил 5 рублей ассигнациями.
Решено было разнообразить концертную афишу Павловского вокзала. Попечительское Правление приготовило для посетителей вокзала новинку: в декабре 1838 года в Петербург из «отечества вальса», Вены, приехал прославленный «директор музыки» дирижер Йозеф Герман со своим бальным оркестром. Закружившаяся в быстром вальсе Европа, послушная «волшебному смычку» Иоганна Штрауса-отца, благодаря таланту Германа захватила в своем волшебном кружении и петербургскую публику. Блестящий венский стиль исполнения танцевальной музыки оркестром под управлением австрийского дирижера, во время выступления игравшего по традиции на скрипке, имел в Петербурге шумный успех. 19 января 1839 года об успехе дирижера в самых восторженных тонах писали «СПб. Ведомости», в статье «Железная дорога» отдавая должное Правлению Царскосельской железной дороги «пекущемуся об удовольствиях петербургской публики».
После этого наступил подлинный парад звездных музыкальных имен. Германа сменил австрийский композитор и дирижер Йозеф Лабицкий. Его известность не уступала славе Иоганна Штрауса-отца. Произведения собственного сочинения он с успехом исполнял на многих европейских сценах. А вальс «Воспоминание об Аничковом дворце» так нравился Глинке, что он оркестровал его в 1839 году для любительского оркестра Лесного института.
В 1856 году в Павловск был приглашен Иоганн Штраус, который оставался дирижером десять сезонов и запомнился павловской публике как Иван Страус. Штраус и другие приезжие капельмейстеры устраивали и концерты русской музыки, исполняя произведения Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Антона Рубинштейна.
Важно отметить, что Павловский вокзал стал первым залом в Российской империи, где давали концерты симфонические оркестры. 180 лет назад, в 1840 году родился известный русский композитор П.И. Чайковский. Его произведения навсегда вошли в Мировой фонд классической музыки. Первое значительное симфоническое произведение молодого Чайковского было исполнено в Павловске.
25 июня 1877 года дирижер Лангельбах исполнил в Павловском музыкальном вокзале увертюру «Ромео и Джульета» Чайковского, 13 августа – его симфоническую фантазию «Буря», а 24 августа 1879 года пианист Ган сыграл II и III части Первого концерта для фортепиано с оркестром. «Решительный фурор» на павловских концертах летом 1877 года, в разгар русско-турецкой войны, производил исполнявшийся по нескольку раз в день «Скобелев-марш» П.И. Чайковского.
Сам композитор с удовольствием посещал Павловские сезоны. В 1888 году он сообщал: «Мне приятно было послушать в Петербурге хорошей музыки. Оркестр Лаубе в Павловске превосходен».
В конце XIX века дирижером в Павловске стал Николай Галкин, в концертных программах которого регулярно исполнялись произведения П.И. Чайковского. Осип Мандельштам писал о том времени: «…В середине девяностых годов в Павловск, как в некий Элизий, стремился весь Петербург. Свистки паровозов и железнодорожные звонки мешались с патриотической какофонией увертюры двенадцатого года, и особенный запах стоял в огромном вокзале, где царили Чайковский и Рубинштейн».
В традиционных проспектах, ежегодно выпускавшимся Правлением Царскосельской железной дороги перед открытием сезонов, можно было увидеть, что творчеству Чайковского были посвящены специальные вечера. Такой чести были удостоены еще только Глинка и Рубинштейн.
Во время русско-турецкой войны в павловском театре постоянно устраивались концерты в пользу «раненых воинов» или семей «убитых черноморцев». 21 августа 1877 года дневной концерт с благотворительной целью там дал А.Г. Рубинштейн, исполнявший фортепианные сочинения Баха, Гайдна, Бетховена, Шумана, Шопена, Мендельсона и несколько своих пьес.
В ежедневной петербургской газете «Голос» сообщалось, что 18 августа 1877 года в Павловском театре по инициативе певицы А.В. Панаевой-Карцевой состоялся благотворительный оперный спектакль в пользу Красного Креста под управлением И.А. Помазанского. Певица выступила в партиях Антониды в III действии оперы «Иван Сусанин» Глинки и Маргариты в III и V действии оперы «Фауст» Гуно. Из этого можно сделать вывод, что Павловский музыкальный вокзал оставался в центре не только музыкальной, но и общественной жизни России.
Выдающиеся музыканты своего времени принимали участие павловских музыкальных сезонах: Глиэр, Глазунов, Лядов, Стравинский, Рахманинов.На сцену не раз выходили Фигнер, Венявский, Вяльцеваи другие всемирно известные мастера. В зале в качестве слушателей не раз присутствовали Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Бальзак, Серов, Дюма, Баланчин и многие другие выдающиеся личности. Нередко зрители Павловского вокзала становились образами известных литературных произведений.
Сегодня все чаще звучат голоса, что уже давно пришло время восстановить погибший памятник и возродить Павловский музыкальный вокзал в прежнем его статусе — не просто как архитектурный объект, а как действующий культурно-исторический феномен, служащий развитию и популяризации высокой музыкальной культуры. Остается верить и надеяться, что это случится и проект будет реализован. А значит, Павловск снова сможет утвердить свои позиции как музыкальный центр России, даривший свое творческое вдохновение не одному десятку музыкальных гениев.