
В субботу губернатор Петербурга Александр Беглов с утра сел в трамвай и поехал. Ехал он недолго. Трамвай, на котором случилось его передвижение, «припарковался» около памятника блокадному трамваю на проспекте Стачек. Ехал он не один. С ним был не только бывший министр транспорта России, вице-губернатор Максим Соколов. Главным был кондуктор. И не простой. Валентин Кузьминский в августе отметит 87-ой день рождения. Ребенок блокады, которого поразил огонек света внутри остановившегося трамвая в дни осады Ленинграда, до сих пор работает в Трамвайном парке №1.
Поездка была посвящена выпуску нового трамвая «Витязь-Ленинград». Он отличается от своих «коллег» тем, что выполнен в алюминиевом кузове. Еще год назад этот трамвай был в разработке. А теперь выходит на линию. Суть инновации заключается в том, что алюминиевые сплавы отличаются высокой стойкостью к коррозии, что позволяет почти вдвое увеличить срок эксплуатации состава – до 30 лет. А также уменьшает расходы на ремонт и обслуживание.
Как сообщил глава города, до 2025 года предстоит обновить почти 500 трамваев и 400 троллейбусов. Согласно программе комплексного развития Горэлектротранса, к весне 2024 года в Петербурге будет обновлено 255 трамвайных вагонов. К этому времени на улицы города выйдут 314 новых троллейбуса, из них 117 – с увеличенным автономным ходом, что позволит полнее охватить транспортным сообщением районы новостроек. Будет организовано 15 скоростных маршрутов до станций метро. А к 2028 году будет полностью обновлен парк подвижного состава трамваев и троллейбусов и реконструированы пути на всей маршрутной сети города.
Валентин Кузьминский задумки руководства города одобрил. Равно как и название нового трамвая «Витязь-Ленинград», которое связано с памятью о подвиге трамвайщиков блокадного Ленинграда.

Александр Беглов напомнил про памятную дату 15 апреля:
«Вы знаете, что 15 апреля 1942 года трамвай вышел на работу. Стал первым надземным транспортом Ленинграда в годы осады и работал до конца блокады. Конечно, большую роль сыграли трамвайщики, которые под бомбежками старались перевезти жителей, возили необходимое оборудование, еду, одежу, снаряды на фронт. И это тоже был большой подвиг. Мы посоветовались с Валентином Григорьевичем. Он вышел с предложением, чтобы на линии появились ретро-трамваи: современные изнутри, а снаружи – ретро. По образу тех трамваев, которые работали во время Великой Отечественной войны».
В Горэлектротрансе уточнили, что планируется выпустить 83 таких трамвая на маршруты центра, Петроградской стороны и Васильевского острова. Они будут стилизованны под знаменитые ленинградские вагоны ЛМ-33 («Американка») или ЛМ-57 («Стиляга»). А внутри это будет совершенно современное транспортное средство с новыми бортовыми системами и техническим оснащением.
Валентин Кузьминский выразил убеждение в том, что Ленинград, что до войны был трамвайной столицей, и до сих пор сохранил это звание с заделом на будущее. «Наш трамвай пытались закрыть в какое-то время. Но пришло руководство, которое поддерживает и совершенствует трамваи. Правильно, что уходят от пластмассы к металлу. Это комфортно и надежно», — сказал ветеран.
И рассказал про себя:
«Я блокадный мальчик. «Зимовал» с одним из трамваев, который остановился в 1942 году. Помню, как мама звала меня, мол, пойдем, пойдем, а я смотрел завороженно на сугроб, в котором светился огонек. Это был трамвайный вагон, который «не добежал» до своего парка – отключили электричество. А за дело взялись метели и морозы и превратили его в сугроб. Однако от обычного сугроба он отличался тем, что когда его освещало солнышко, он начинал светиться изнутри».
Он рассказал и том, как дети помогали взрослым в осажденном городе: укрепляли дома, вывозили мусор, а на крыши и чердаки заносили песок и воду, устанавливали бочки. Одна зажигательная бомба, попавшая во флигель его дома, угодила прямо в бочку с водой. Так удалось спасти здание.
Рассказал он и про субботники, которые организовывали после запуска трамвайного движения. Люди выходили на расчистку города и работали под артиллерийским огнем. Несмотря все трудности, трамвайное движение удалось возобновить, после чего Ленинград ожил.
Выжил и Валентин Григорьевич. Живет полноценной жизнью, с радостью до сих пор работает, и воспитывает двоих правнуков. А по городу бегают трамваи. И в них катаются даже губернаторы.
P.S. За событием со стороны наблюдал еще один человек. С рыжей бородой, в очках и синем свитере, он был очень похож на депутата ГосДумы. И даже чем-то напоминал Виталия Милонова. Может быть, это он и был.