Комитет по культуре Смольного одобрил концепцию музея Иосифа Бродского (Литейный, 24 кв 28), созданную коллективом научных сотрудников Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и художником Игорем Лебедевым. Музей Бродского станет филиалом Музея Ахматовой и на один день откроется для посетителей 24 мая в день 75-летия Нобелевского лауреата, а потом вновь будет закрыт до декабря – начала работы Международного культурного форума в Петербурге.
Открытие музея Бродского на один день директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова в беседе с журналистами попросила ни в коем случае не называть «потемкинской деревней». Дело в том, что сама квартира находится в аварийном состоянии, 10 марта там начался ремонт. Необходимо поменять аварийные балки, коммуникации и т. д. Был проведен и микосептический анализ стен и штукатурки, который выявил 32 вида различных грибков. Это означает, что ни один подлинный предмет не может быть внесен в квартиру, пока грибковое поражение существует. Вот в таких «предлагаемых обстоятельствах» научный коллектив, возглавляемый заместителем директора Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Анной Соколовой, и разработал концепцию экспозиции.
В музее сообщают, что она строится на идее возвращения, а время и память становятся определяющими категориями для создания атмосферы экспозиции. Именно память поэта «возвращает» его в свой дом, к родителям и друзьям, к себе самому.
В Музее Анны Ахматовой поясняют, что в качестве инструментов, позволяющих воссоздать атмосферу коммунального быта Ленинграда 1960-80-х годов, рассказать о жизни Иосифа Бродского до и после его вынужденной эмиграции, будут использованы звуковые, пространственные и видео-инсталляции, увеличенные копии фотографий из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Из-за разделения квартиры и создания отдельной однокомнатной квартиры для единственной не выехавшей жилицы Нины Федоровой, посетители будут попадать в Музей Бродского через черный ход и сразу окажутся в типичной кухне ленинградской коммуналки. «Итак, вход в музей у нас получается через черную лестницу, и ему не предшествует никакая прихожая, никакое пространство, где можно было бы устроить столь необходимую входную зону музея. Мы сразу попадаем в коммунальную поразительно фактурную кухню, где сохранилась старинная дровяная плита с позапрошлого века, три газовые плиты, стол, о ножки которого, по словам той же самой соседки Нины Васильевны, кот Бродских точил свои когти. Ужасно замызганная кухня, там ремонта не было годов с шестидесятых, — рассказывает Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — На кухне мы должны оставить все предметы. И создать вокруг некие проекции быта кухни 70-х годов. Будет слышна и фонограмма суда над Бродским, текст ее читает Яков Аркадьевич Гордин. Вот представьте себе – коммунальная кухня, на плитах все варится-жарится, слышны голоса соседей и доносится фонограмма этого жуткого судилища, когда на вопрос судьи: «Откуда вы знаете, что вы — поэт?» Бродский отвечает: «Я думал, что это – от Бога». Нам важен и социальный акцент ситуации. Брежневское время. Мы должны его обозначить. Поэтому в узком коридоре, в котором висели бельевые веревки, они и будут висеть, но на них мы прикрепим фотографии Ленинграда 70-х годов…».
В «полутора комнатах» на стенах появятся прозрачные баннеры, в их нижней части – увеличенные копии фотографий интерьеров. Большой буфет, этажерка, круглый стол под абажуром – как тени некогда стоявших тут вещей на момент 4 июня 1972 года – день отъезда Бродского. В верхней части будут помещены фотографии тех, кто приходил сюда. Друзья поэта продолжали собираться в этих стенах и после того, как Бродский покинул СССР. Каждый день рождения, 24 мая, друзья Иосифа приходили к его родителям отмечать этот день.
Александр Иванович, отец поэта, профессиональный фотограф, в день рождения Иосифа делал его снимок на балконе, выходящем на улицу Пестеля. Одна из этих «юбилейных» фотографий, размещенная на мольберте около балконной двери, будет встречать посетителей экспозиции.
Игорь Лебедев, художник и автор концепции, также предложил такое решение – в простенке между окнами в большой комнате появится зеркало, в котором будет инсталлирована фотография Бродского с фотоаппаратом. И каждый человек, заходящий в «полторы комнаты, отразится в этом зеркале.
В комнате Иосифа кроме фотографий на тканях разместится пространственная инсталляция, включающая несколько вещей – тахту, книги, чемодан, проигрыватель для пластинок. Фоторяд дополнят копии открыток и фотографий, располагавшихся на полках и письменном столе Бродского. Голос Бродского, читающего свои стихи, фонограмма 17-го дивертисмента Моцарта в исполнении оркестра под управлением Курта Зандерлинга (любимая пластинка поэта, которую он слушал перед самым отъездом) составят звуковой фон экспозиции. Часть комнаты поэта занимала импровизированная фотолаборатория Александра Ивановича. Через ткани с изображением шкафов, отделявших комнату поэта от фотолаборатории отца, можно увидеть подсвеченную красным светом инсталляцию, включающую фотоувеличитель, фотокюветы, фотокамеру ФЭД.
«В центре большой, выходящей окнами на собор и площадь комнаты будет установлен прижизненный бюст Бродского работы Сильвии Виллинк и подаренный Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В этой комнате мы разместим и копии фотографий церемонии вручения Бродскому Нобелевской премии в Стокгольме, а также фотографии поэтов – Ахматовой, Цветаевой, Одена и Фроста – тех, кого Бродский назвал своими учителями, читая Нобелевскую лекцию, — продолжает рассказ Нина Попова. — Их фотокарточки постоянно присутствовали на столе или книжных полках Бродского. Звуковым фоном инсталляции станет аудиозапись нобелевской лекции Бродского».
Последнее экспозиционное пространство – небольшая комната, посвященная путешествиям Бродского, прежде всего – в Венецию. Видеозапись, которая будет здесь демонстрироваться, поможет понять, что связывало поэта с этим городом, почему именно здесь он нашел свой последний приют.
Ольга Иванова