
Почему выросли цены на жилье и когда появится обновленный Генплан города, когда закончится эпоха обманутых дольщиков и стоит ли закрывать въезд в центр Петербурга? Об этом и многом другом «Петербургскому формату» рассказал вице-губернатор Николай Линченко, который курирует весь градостроительный блок в правительстве Александра Беглова. Мы беседовали с вице-губернатором не в рабочем кабинете между совещаниями. А во время субботника, который проходил 24 апреля в Таврическом садике. Поэтому разговор получился обстоятельным и свободным. Мы узнали, что профессиональный опыт, полученный за долгие годы работы рядом с Александром Вахмистровым в команде губернатора Валентины Матвиенко позволил ему успешно справляться с задачами по подготовке к Олимпиаде 2014 года на федеральном уровне под руководством Дмитрия Козака. И вернуться в Петербург с навыками, которые позволили всего за 2 года разрешить массу накопленных проблем – причем так, чтобы не создать новые. Удивительно, но всего этого могло было бы и не произойти, если бы в далекие 90-ые годы Николай Линченко предпочел стать профессиональным спортсменом по бальным танцам.
Линченко Николай Викторович Вице-губернатор Санкт Петербурга Непосредственно координирует и контролирует деятельность: • Комитет по градостроительству и архитектуре • Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры • Комитет по строительству • Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт Петербурга. Отвечает за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства (за исключением вопросов формирования архитектурного облика Санкт Петербурга), выявления, учета, сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Санкт Петербурге. Биография С 1999 по 2000 год — финансовый аналитик — главный специалист СПб ГУ ЦРКБ (Центр по работе с клиентами банков). С 2000 по 2009 год — начальник Аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга А.И. Вахмистрова. С августа 2009 года — первый заместитель главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга. С февраля 2011 по октябрь 2012 года — глава администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. С 2012 года по январь 2019 года — заместитель директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса. С января 2019 года — вице-губернатор Санкт-Петербурга. |
— 21 апреля в Послании Владимир Путин сообщил, что в прошлом году в стране было построено 80 миллионов кв. метров жилья. А дОлжно строить ежегодно 120 миллионов кв. метров. Но не приведет ли выполнение этого поручения к тому, что в некоторых городах нас будут стоять целые кварталы пустых бетонных коробок?
— Такие ситуации ранее сложились в некоторых моногородах, где идет оптимизация административно-хозяйственной структуры управления, где жители оставляют небольшие населенные пункты, где больше не востребованы те или иные разработки месторождений или производств. Но в целом у нас проблемы перенасыщения рынка жилищного строительства или объемов строительства нет. Это не та история, как, например, в нулевых в КНР, когда принимались целевые программы и под госзаказ возводились города-миллионники, которые не получили должного развития. Там действительно есть вопрос новых площадей, которые пустуют, так как не востребованы. В России же жилищный вопрос был и остается до сих пор проблемой для большого количества людей. И потребности в улучшении жилищных условий испытывают достаточно много семей. Целевой показатель по бОльшим объемам строительства был обозначен перед страной еще 9 лет назад, в первом Указе в 2012 году. Этот тренд на увеличение, по сути, в 1,5 раза объемов строительства, сохраняется. Мы ориентируемся на то, чтобы довести показатель ежегодного прироста обеспеченности до 0,8-0,9 кв. метров на человека. А метр на человека — показатель, к которому стоило бы стремиться. Но есть регионы, в которых потенциал градостроительного развития достаточно большой. Даже сегодня есть лидеры, которые в два раза перевыполняют эти задачи. Не 0,8, не 0,9 кв. метра на душу населения строят, а от 1,5 до 1,8. Есть регионы с гораздо меньшим объемом строительства. Мы знаем, что стройка во все времена была двигателем прогресса и двигателем развития экономики. Тем локомотивом, который тянет за собой очень большой пласт развития сопряженных экономических сфер. Давно известный факт: рубль, вложенный в стройку, генерит от 6 до 9 рублей, в зависимости от сложности объекта. Этот эффект сложно переоценить.
— Речь шла о поддержке не только строительства кварталов, но и индивидуального жилья.
— В целом задача понятна. Правильно, что для ее достижения стимулируется как промышленное и гражданское строительство, так и индивидуальное. Эффективно показавшая себя программа субсидирования ипотечной ставки, запущенная впервые в 2015-16 годах, которая привела к взрывному росту объемов строительства и активизации на рынке, продолжается. Сейчас она расширена в части поддержки ИЖС как на покупку готового дома, так и на оплату подряда. Это подспорье для строительства ИЖС, в том числе, и на селе. Большинство людей хотело бы жить на своем участке в своем доме, иметь свою личную крышу над головой. Ведь в многоквартирных домах другое отношение к жилью, люди не хотят принимать участие в его управлении без отрыва от производства. В свое время я сам 7 лет входил в правление ТСЖ и решал вопросы по ночам после работы, понимая долю и степень ответственности. Если ты сам не решишь проблемы, которые возникают и не решишь их качественно, не запустишь оптимальные экономические и технологические процессы, не убедишь соседей в их необходимости, то и результата не добьешься. Отработка механизмов может приводить к хорошим примерам управления целыми микрорайонами. У нас есть управляющие кампании, не только государственные, но и частные, которые знают цену и деньгам, и качеству выполнения работ. Потому что проще один раз правильно «от и до» выполнить необходимый объем работы и потом правильно выполнять регламентные работы по содержанию, чем каждый раз заниматься «штурмовщиной» и преодолевать вдруг какие-то чрезвычайные непредвиденные ситуации. Или с трагическими ситуациями разбираться.
— Сложно сказать, что Петербургу не нужно жилье. Но где? Лакун и площадей почти нет.
— Сегодня лакуны не рассматривается для развития. Так называемая «уплотнительная застройка» давно канула в лету. Сегодня речь идет о комплексном освоении территорий, которые еще в действующем Генеральном плане обозначены и закладываются в перспективном как плановые площадки комплексного жилищного строительства. Развитие именно таких территорий должно происходить. И оно должно быть основано на четких, утвержденных сегодня нормативах градостроительного проектирования, на обязательных критериях по созданию именно комфортного жилья. Чтобы люди у нас не просто из «коробки в коробку», условно, переезжали. А получали соответствующее качество проживания. Собственно, ради чего, все это и затеяно.
— У нас больше 230 тысяч семей до сих пор живет в коммуналках…
— Петербург хоть и лидер среди коммуналок, но очень сложно на данный момент избавиться от них до конца. Есть очень большой объем локаций коммунальных квартир, которые и в перспективе своей остаются таковыми. Комнаты по-прежнему покупаются. Например, для студентов. Некоторые работники, на всякий случай, покупают себе комнату неподалеку от места работы, чтобы было удобно, если надо задержаться, а домой ехать далеко. У нас же установлена норма для расселения из коммуналки: площадь ниже уровня обеспеченности для малоимущих граждан. Но многие люди, проживающие в коммунальных квартирах, не являются таковыми, и они счастливы. У меня есть такие знакомые.
— Часто такие комнаты в больших коммуналках переделывают в студии.
— Тут возникают некоторые вопросы соблюдения в полном объеме действующих норм жилищного законодательства. Потому что при таких перепланировках «мокрые зоны» иногда возникают над жилыми помещениями, что запрещено. Другие люди пытаются незаконно, расселяя коммуналки, организовывать мини гостиницы с санузлами в каждой комнате. Потом идут протечки у соседей снизу. Это деяния, уже преследуемые по закону.
— Какие объемы строительства предстоят Петербургу в разрезе этого поручения?
— Ежегодные 120 миллионов квадратных метров жилья – это задачи по объемам, поставленные перед страной. Мы — единственный субъект, который не подписывал соглашение с Минстроем в региональном разрезе, когда нас пытались заставить строить 5,5 миллионов ежегодно. При показателе для Москвы – 5 миллионов. То есть, средневзвешенный показатель у нас был бы в 2 — 2,5 раза больше на душу горожанина в Петербурге, чем в Москве. Но мы свой объем отстояли, у нас это в районе 3 миллионов квадратных метров до 2030 года. Это экономически оправдано. Это большое достижение. Согласовав эту позицию, мы подписали соглашение.
— В прошлом году заработал механизм льготной ипотеки под 6% на первичном рынке. Как Вы думаете, будет ли он распространен на вторичный?
— Убежден, что нет. В основе снижения ставки легло субсидирование – это эффективный механизм развития отрасли жилищного строительства. Пробный камень был брошен в 2015 году. Сейчас он также эффективно и качественно сработал. Люди перестали, в том объеме, в котором это было раньше, на свободные средства скупать доллары и евро, складывая их «в носок». Они начали понимать, что может быть и другая цель – благополучие и комфортное проживание для всех членов семьи. В семьях подрастают дети. Приобретая жилье, средства вкладываются в будущее детей. А пока они растут, квартира может сдаваться в наем.
Так что субсидирование ипотечной ставки на первичном рынке дает эффект развития. А субсидирование на вторичном рынке будет вызывать спекулятивные процессы. В этом риск. Почему это и не было частью программы как пять лет назад, так и не является частью программы сегодня. Я убежден, что не будет являться и в дальнейшем. Льгота вложения средств при создании нового жилья компенсирует некую рискованность, которая все равно сохраняется. Даже с учетом того, что по обновленному 214 ФЗ со счетами эскроу риск потери денежных средств сведен к нулю, венчурность в этом предпринимательстве сохраняется. Поэтому программы поддержки нацелены на наращивание объемов первичного рынка, на вовлечение в сектор экономики строительства дополнительных источников финансирования. Большую роль в этом процессе отводят банковскому сектору, чтобы банки перестали играть на рынке валютных рисков. Чтобы перестали зарабатывать сиюминутные средства, а вкладывали в реальный сектор экономики. Потому что рубль, вложенный в стройку, дает не только пользу от появления жилья, но и кратный эффект для страны в целом. Что касается вторичного рынка, то разница в ипотеке в 1,5-2 процента за счет того, что приобретается уже готовое жилье, которое можно посмотреть и потрогать, небольшая.
— Что повлияло на резкий рост цен на жилье, произошедший за последние полгода-год?
— На это повлияло несколько составляющих. Первое — стоимость металла выросла в 2020 году почти в два раза: цена металлопроката связана с котировками лондонской фондовой биржи, а у нас в этом направлении хорошо развит экспорт. И стратегия государства – не терять позиций на мировой сцене. У нас достаточно ресурсов, чтобы обеспечивать спрос, как на международном рынке, так и на внутреннем. Но, поскольку, есть прямая зависимость по цене, произошли изменения. Второе — стройматериалы объективно подорожали. Третье – из-за пандемии произошли изменения по привлечению рабочей силы, так как многие мигранты уехали. В Петербурге, правда, этот процесс прошел в облегченном варианте. То есть только за счет металла и других факторов произошло объективное увеличение цен на жилье на 10-15%. Плюс сыграла диверсификация настроений, денежных потоков и избыточность перевыполнения маркетинговых планов. Как перед разгоном произошло небольшое проседание рынка в период остановки процессов из-за пандемии в марте прошлого года. Мы, правда, сразу сбили эту волну, так как через 2 недели уже договорились с Росреестром и открыли окно регистрации договоров долевого участия для юридических лиц. И восстановили разорванную связь по тем объектам, которые финансировались не за счет счетов эскроу и банковского сектора. Четвертое — поддержка программы субсидирования ипотечного кредитования дала небольшой плюс. И совокупность этих вложений принесла тот 20%-ный рост по цене. Кроме того, напомню, что правительство города последние два года проводит линию по созданию комфортного проживания граждан, чтобы у них была не только квартира, но и вся необходимая инфраструктура поблизости. Теперь с каждого квадратного метра застройщики распределяют свои затраты по созданию необходимых объектов социнфраструктуры и благоустройства (детские сады, школы, поликлиники). Средняя нагрузка по садам, школам, поликлиникам – порядка 13-15 тысяч рублей на кв. метр. Накопленный ущерб за предыдущие годы тоже понятен, с ним надо сражаться. Но даже новые подходы к согласованию проектов по строительству привели к тому, что все эти затраты и риски закладываются в цену. С этим трендом застройщики уже смирились. Сейчас средняя цена жилья на рынке в итоге составляет 130-140 тысяч за кв. метр. Вторичное жилье по цене отстает на пару тысяч рублей. Эта разница балансируется, поскольку все меры направлены на поддержку первичного рынка. Впереди возможна небольшая коррекция цен.

— В нулевых город активно решал проблему с обманутыми дольщиками, доставшимися в наследство от эпохи 90-ых. Но и сейчас все еще возникают подобные проблемы. Неужели 214 ФЗ не помогает? В чем причина?
— Действительно, основные обманутые дольщики — это историческое наследие. Они появились, когда схема привлечения средств действовала до появления 214 ФЗ. На каких-то суррогатных договорах. Первая редакция 214 ФЗ тоже не давала гарантию на 100 процентов. Риск потери вложенных средств был сведен к минимуму в конце 2018 года, когда с 1 сентября полностью заработало банковское сопровождение, когда с 1 июля 2019 года начали развиваться счета эскроу. Когда же полностью заработает схема замещения финансирования, рисков возникновения обманутых дольщиков не будет в принципе. Сейчас эти риски диверсифицированы и распределены между строителями и банками, которые гарантируют возмещение и выдачу гражданам готового жилья.
— Какова текущая ситуация с дольщиками в Петербурге, еще есть проблемные объекты?
— Мы динамично решаем эту проблему. Проблеме комплекса «Охта Модерн» 12 лет. У компании ГК «Город» был огромный объем незавершенного строительства. В том году ввели в эксплуатацию последний в стране объект компании СУ-155. Из последних свежих, появившихся в последние годы – это ГК «Норманн».
Координация этих вопросов осуществляется и на федеральном уровне, в том числе и с привлечением представителей надзорных и силовых ведомств. Изучали ситуацию с ГК «Норманн». Сейчас проводится банкротство компании и принимаются меры для того, чтобы достроить эти объемы. Привлекается 2,5 миллиарда рублей. И мы составили четкий план график выполнения обязательств перед людьми.
— Сколько проблемных объектов по городу остается и каковы сроки их завершения?
— Реестр обманутых дольщиков с 1 июля уже не ведется. Теперь есть единая система жилищного строительства, куда автоматом попадают все объекты с задержкой хотя бы по одному договору на срок более чем 6 месяцев. Если сравнивать по стране, то в Петербурге пропорционально минимальный процент объектов. 300 тысяч кв. метров находится на контроле. До недавнего времени было 35 проблемных объектов, 6 из которых – это непонятно каким образом туда попавшие нежилые объекты, например, не строящиеся паркинги от СУ-155 без договоров долевого участия. Больше года мы занимались выравниванием этого вопроса между нами, Минстроем и ДОМ.РФ. В итоге добились исключения этих объектов. В 1 полугодии около 20 объектов будет введено в эксплуатацию. Остаются единичные, которые мы будем закрывать в 2022 году. И еще один последний запланирован на 2023 год.
— Каким объектом будет закрыта эта история в 2023 году?
— Дом на Заречной улице. Третья очередь от ГК «Норманн». Его степень готовности 5%. Но там даже то, что заложено в качестве фундамента надо вынимать, полностью перепроектировать объект с учетом требований безопасности и осуществлять полный строительный цикл. Сдача запланирована на сентябрь 2023 года. Есть еще несколько объектов на стыке Петербурга и Ленобласти, которые мы держим «на карандаше», но стараемся принимать превентивные меры на уровне надзорных ведомств в части предостережения деятельности компаний.
— Одна из проблем, с которой столкнулось нынешнее правительство – это недостаток социальной инфраструктуры и недострои. Из-за чего они возникли? Разве трудно было просчитать сегодняшнюю потребность в них, опираясь на данные демографии? Это были управленческие ошибки или просто гнались за коммерческой выгодой по продаже голого жилья?
— Я не склонен считать, что это была циничная коммерческая выгода. Это были управленческие проколы. Правила и требования для всех участников рынка должны быть прозрачными и публичными. Сегодня у нас в коллегиальных органах принимают участие все заинтересованные представители. Например, в градостроительную комиссию мы планируем приглашать, в том числе, представителей прокуратуры. Чтобы все в очном режиме снимали спорные вопросы. Когда мы установили застройщикам требования по садам, школам и поликлиникам, был переломный момент.
— По упущенным объемам возведения садов, школ и поликлиник в городе катастрофа или просто трудная задача?
— Трудная задача. Не катастрофа. Сейчас полная инвентаризация проведена. Мы понимаем, какой требуется объем. Понимаем, какой из этого объема обеспечен обязательствами, где заключены соглашения на возмездной – безвозмезной основе. Строительный комплекс при реализации АИП, наконец, вспомнил, как надо строить: быстро, качественно и в срок. Ведь даже в АИП были объекты, заложенные еще в 2009 году. Процесс пошел. И сегодня у нас другая проблема: с пользователями, районными администрациями. Они говорят в один голос: «Мы не верили, что вы построите в обозначенный срок». Сейчас поджимаем процессы для сокращения сроков передачи имущественного комплекса. Здесь задействовано много служб: и в федеральные структуры, и Росреестр, который должен два раза переоформить объекты (сначала — в казну, затем — в оперативное управление бюджетного учреждения). Потом еще нужно отлицензировать некоторые виды деятельности учреждений. Но мы уже показали, как умеем работать. Ярким примером служит Госпиталь ветеранов войн. Мы сделали полноценный госпиталь, 6-этажное 20-тысячное здание, которое мы построили за полгода. 18 декабря 2020 года, введя здание в эксплуатацию, мы за 10 дней оформили весь имущественный комплекс и передали его на баланс медучреждению, которое отлицензировалось и уже 28 декабря приняло больных. Это показательный пример. По этой же технологии сейчас ведутся работы в больнице Святого Георгия. И мы собираемся масштабировать такой подход.
— После ухода из городского правительства вице-губернатора Евгения Елина появились слухи, что одной из причин был конфликт с Вами из-за его попыток ввести правила регулирования на жилищном рынке как раз в части социальных объектов. Это правда?
— Это просто слухи из категории «приснится же такое». Люди, видимо, соревнуются, кто интереснее придумает версию. Иногда надо придумать что-то так чудовищно, что в это будут сильнее верить. Мы прекрасно работали с Евгением Ивановичем и в нулевых в правительстве Валентины Ивановны, и в Москве мы работали бок-о-бок, занимались реформированием ценообразования в сфере строительства и в сфере обоснования инвестиций. Градостроительное регулирование было на стыке вопросов, которые курировали Минстрой и Минэкономразвития. Евгений Иванович в должности замминистра вел эти вопросы. И все достижения, которых мы добились на поприще работы на федеральном уровне власти, мы пытались внедрить здесь. У нас много было совместных идей. Мало того, что они были обозначены, они уже получили воплощение.
— В последние годы несколько раз переносились сроки выноса на общественное обсуждение и принятие обновленного Генплана развития города. Ведь даже первоначально утвержденный в 2005 году, он должен был обновиться уже в 2015. Последний раз он должен был быть представлен осенью прошлого года, чтобы его можно было принять весной 2021. Но сроки опять сдвинулись. С чем это связано?
— Не знаю, как в 2015 году, но сегодня мы очень вдумчиво подошли к вопросу корректировки Генерального плана развития города. Ведь это базовый документ развития Петербурга — графическое отображение всей программы социально-экономического развития. С расчетным сроком до 2040 года и прогнозным — до 2050 года. Он в основном подготовлен. Первый этап – рассмотрение на заседании комиссии по внесению изменений в Генплан – уже прошел в прошлом году. Мы успели сделать это очно, еще в весенний период, до начала пандемии. Так мы выработали базовый документ, который пошел по процедуре регламентного согласования. В первую очередь, на федеральном уровне, в министерствах. Но у нас остались еще не решенные вопросы. Мы до конца не согласовали с Министерством обороны границы Морозовского лесничества. Сложилась спорная ситуация на границе поселка Песочный – там, где построен онкологический центр. Центру нужна стоянка и в Минобороны это тоже объективно понимают. Пока по землям консенсус не найден. Но есть перспективы по урегулированию вопроса на уровне Минэкономразвития, которое является главным министерством по согласованию всех элементов планирования, в том числе и Генплана Петербурга. Проведены согласительные совещания, то есть найден вектор на пути получения последних согласований. Я уверен, в ближайшее время мы их получим. Кроме этого есть еще буквально пара вопросов по отдельным моментам, где был получен отказ Ленобласти. Недавно мы договорились с Ленобластью по схеме размещения ТБО при работе единого оператора по мусоропереработке. Были вопросы по мусороперерабатывающему заводу в Янино. Дело в том, что на перспективу он должен обозначаться как реконструируемый. Производство должно модернизироваться. Но с применением современных технологий, кратным сокращением санитарно-защитной зоны и уменьшением всевозможных выбросов. Это будет более экологически чистое производство. При этом коллеги просят вообще пока не рассматривать эту площадку, так как завод функционирует и работает по факту.
— Вопрос по Генплану в итоге это этот год?
— Этот год. Думаю, это вопрос нескольких месяцев. Но до того, как мы получим согласования министерств и наших соседей, мы не можем этот вариант направить на общественные слушания. Соответственно, следующий этап: сами общественные слушания и изучение тех предложений, которые мы получим. Потом начнется вторая волна рассмотрений на комиссии по внесению изменений в Генеральный план, где мы предметно будем разбирать поданные заявки. Там же будет и корректировка транспортной системы, которая является основополагающей для развития города. Там же и выдвижение железнодорожного полукольца, и Широтная магистраль… все эти вещи нам придется учесть в главном стратегическом документе. Вместе с принятием в парламенте нужно постараться уложиться до Нового года. И еще учесть последствия по корректировке ПЗЗ, которые придется привести в соответствие после.

— Известно в Петербурге несколько громких историй с «омолаживанием» исторических зданий, когда дата постройки «до 1917-го» менялась на «после 1917-го», что позволяло снести постройки по новую застройку. Вы изучали ситуацию, она носила массовый или точечный характер?
— Были один или два прецедента. И тут претензии не к КГИОП. Ситуация не носила массовый характер. Изучаются некоторые подобные ситуации на предмет, есть ли состав преступления в этих изменениях. В вопросах единичных конкретных адресов будет поставлена точка. В целом у нас учет всех памятников находится на высоком должном уровне. И насколько бы тонкой эта проблематика ни была, мы достойно несем флаг содержания исторических объектов и с пиететом относимся к культурному наследию. Исходя из того, в Петербурге располагается самый большой в мире компонент, находящийся под охраной ЮНЭСКО. Для того, чтобы восстановить и приспособить все здания нужен не один, а несколько городских бюджетов. На все пока не хватает объемов финансирования. Но мы запустили процесс ремонта исторических фасадов зданий. Проводится этап проектирования первых адресов. В бюджет будущего года будет заявляться финансирование реставрации сложных фасадов. Раньше у нас уже была программа по фасадам, но под нее попадали только лицевые. А сегодня мы ведем речь о полноценной реставрации фасадов всего первичного объекта. Мы намерены воссоздавать жемчужины Петербурга. И всячески поддерживаем реставрационные процессы у балансодержателей. Львиная доля земель находится под правами третьих лиц. У нас много собственников, которым принадлежат объекты недвижимости. Применяем к ним меры воздействия, убеждаем заняться зданиями. Если убеждение не действует – штрафуем. И есть эффект. Вот здесь, на Потемкинской улице (Николай Линченко показал на несколько зданий – прим. ред.), можно наблюдать прекрасные примеры приспособления исторических зданий под современное использование.
— Но в городе много и заброшенных домов. Программа 1 рубль за кв. метр не работает?
— Есть сложности, связанные с тем, что в Петербурге много фронтальной застройки – это когда здания плотно примыкают друг к другу, а по внутренним помещениям пересекаются. Сами здания являются обособленными объектами недвижимости. Но у двух расположенных рядом объектов могут быть единые несущие конструкции. Это можно понять, даже осмотрев здание снаружи. Например, когда одна квартира по кадастру фактически располагается на стыке двух домов. Эта особенность — наследие даже не советского периода, а еще Российской Империи. Сегодня по всем нормам нам не разделить первичные объекты. Продажа зданий «за рубль» приводит к тому, что новый собственник без проблем может только «обои переклеить». Но зачастую объект требует иного рода вложений. Как только идет речь об усилении перекрытий, приходится войти в конструктивные элементы, которые относятся к соседнему дому. А их трогать он не имеет права. То есть возникает конфликт действующего законодательства и техрегламента безопасности зданий и сооружений. А просто покрасить стены – никому не интересно.
— Последнее время в ЗакСе много обсуждают вопросы публичного градостроения. Громко прозвучали запросы про так называемый «Дом-гроб» на Петроградке и в целом про архитектурные облики новых зданий в историческом центре. Что это?
— Тот же «Дом-гроб» — это проект 2013 года. Никита Игоревич Явейн по-честному говорит, что получил за этот проект золотой приз на московском архитектурном конкурсе. Тогда он считался инновационным и оценивался на фактуре архитектуры Москвы. Там такие вызывающие объекты привлекают внимание, пользуются популярностью, спросом и поддерживаются. Но я слышал сам и есть свидетели его слов, когда он сказал, что сегодня он такое даже не нарисовал бы. Эта история — объективная проблематика накопленных проблем, на которые мы оперативно реагируем. Повторюсь, мы доходчиво ведем себя в отношении объектов на рынке. Сегодня в части градостроительного потенциала развития территорий и объектов мы вырабатываем коллегиальные решения. То есть, мы убираем из отдельного предмета рассмотрения тот же архитектурный облик, его не должно быть в принципе. Главный архитектор дорабатывает и опубликует критерии: в каком случае предстоит обязательное рассмотрение проекта на градсовете, каким где должен быть размер окон, какой должна быть сложность фасада. Будет выработан набор требований для конкретной локации: для исторического центра, окраины, мест расположения близко к центру или вдоль основных магистралей. Мы поставили задачу КГА нарабатывать проекты повторного применения. Потому что законом предусмотрено согласование архитектурно-градостроительного облика и для нежилых объектов. В их перечень подпадают и трансформаторные подстанции, и все объекты, которые получают разрешения на строительство и являются неотрывной частью жилых массивов. То есть это будут типовые решения, которые должны быть наработаны не только в малых архитектурных формах. Должны быть в итоге прорисованы как целые магистрали, наверное, в части перспективы их развития, так и объекты, которые будут появляться выборочно — сопутствующие, вспомогательные, из которых можно будет выбирать. Это станет подспорьем с точки зрения согласительных процедур. То есть, мы этому тоже уделяем большое внимание.
— Я пытаюсь понять, со стороны парламентского корпуса это борьба с чьим-то лоббированием или чья-то глупая ошибка?
— В целом, это борьба с договорняками на всех уровнях, которые вообще исторически появлялись в следствие отсутствия должного регулирования, открытости диалога и единых правил, которые мы стараемся сегодня продвигать. На всех уровнях. Должно быть так: мы коллегиально обсудили как что построить, открыто обговорили как это можно реализовать, на что это должно быть похоже. Особенно если речь идет об объектах рядом с памятниками. Выяснили, что всех это устраивает или есть вопросы. Выработали позицию, приняли решения, что-то подправили – пошли дальше.
— Еще один вопрос в разрезе охраны исторического центра. Давно обсуждается вопрос, закрывать или не закрывать центр Петербурга от въезда автомобильного транспорта. Вы за эту идею или против?
— Я за закрытие исторического центра. И за организацию платной парковки. Местные жители место на парковке по доступной цене смогут себе позволить. Но закрытие центра приведет к отсутствию хаотичного транзитного движения. Другой вопрос, что это нужно решать в комплексе с развитием общественного транспорта, всего транспортного каркаса Петербурга – с Широтной магистралью и другими проектами.
— Вы долгое время работали с Александром Ивановичем Вахмистровым, который вел строительный блок. Быть начальником аппарата этого вице-губернатора длительный период времени в эпоху правления Валентины Матвиенко – это значит знать, с чего начиналось разрешение многих проблем. Сейчас Вы общаетесь с Александром Ивановичем?
— Я объективно благодарен судьбе, что работал с такой «глыбой», можно сказать — народным строителем РФ. Конечно, он оставил неизгладимый след в моем становлении. Я многому у него научился. Наше взаимодействие сегодня повсеместно. Сейчас он президент организации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» и многие вопросы мы обсуждаем в профессиональном сообществе. Продолжаем работать бок-о-бок на развитие и благополучие нашего города.
— Но вашего знакомства в 2000 году могло и не произойти. Это правда, что Вы серьезно занимались бальными танцами?
— Да, этому я посвятил 11 лет, с 1985 до 1997 года. Мы были чемпионами города и первыми из Санкт-Петербурга потеснили Москву. Были даже серебряными призерами чемпионата России. Но несмотря на предложения получить образование экстерном и серьезно заниматься этим видом спорта, учебу я не бросил, физмат окончил с золотой медалью и ФИНЭК с красным дипломом. Если уж делать что-то, то так.
— А с Александром Бегловым Вы познакомились тогда, когда работали у Вахмистрова или уже позже?
— Да, именно так, мы были знакомы по работе в Смольном еще с 2000-ых годов.
— В 2012 году Вы уехали в Москву в команду Дмитрия Козака. Долгое время были заместителем директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. Над чем Вы там работали?
— Шла активная подготовка к Олимпиаде в Сочи. Я курировал вопросы исполнения всех контрольных поручений правительства РФ в части строительства объектов к Олимпиаде. У нас было 7,5 тысяч таких поручений. С уровня аппарата правительства я организовывал контрольную деятельность за выполнение всех планов мероприятий по подготовке к Олимпиаде. Это работа была оценена – в 2014 мне вручили Орден дружбы по Указу президента России Владимир Путина. Дальше мы занимались развитием прилегающих территорий. Потом был процесс создания законодательных баз той же Крымской республики, создания и утверждения в масштабах страны полноценного территориального планирования по всем сферам отраслевого развития транспорта и энергетики. Занимались корректировкой жилищной политики, реорганизацией Агентства ипотечного жилищного кредитования в ДОМ.РФ, выработкой положений о реновации по Москве и многими другими вопросами.
— Но Вы вернулись в Петербург…
— Я всегда хотел приносить пользу любимому городу. И семью, работая в Москве, в столицу я не перевозил. Ездил на работу почти 7 лет. Поэтому я с радостью принял предложение Александра Дмитриевича и благодарен ему за то, что он позвал меня работать в своей команде.
Беседовала А.М., Петербургский формат