Если в каждой школе Петербурга будет открыт хотя бы один кадетский класс, и если это будет не для «поиграть», а с прицелом на будущее высшее образование и профессию, то вопросами патриотического воспитания молодёжи в нашем городе отдельно можно будет уже и не заниматься. Начало положено, в городе уже в 32 школах кадетские классы открыты. В них ребята специализируются или на морской тематике, или получают навыки ГО и ЧС или развиваются в других направлениях. Всего таким специализированным образом в городе обучается больше четырёх тысяч детей и подростков. Но этого мало. О проблемах и о развитии соответствующего образования говорили в пятницу 8 апреля в Таврическом дворце, где прошёл первый в истории городской форум образовательных учреждений с кадетскими классами.
О том, что в городе к развитию кадетского направления относятся серьёзно, свидетельствует широта представительства первых лиц города на форуме. Поприветствовать участников – педагогов и школьников — приехали губернатор Петербурга Александр Беглов, спикер ЗакСа Александр Бельский, руководитель службы охраны по СЗФО ФСО России генерал-лейтенант Павел Волгин, глава МЧС по Петербургу Алексей Аникин, генеральный секретарь — руководитель Секретариата совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий и даже глава Фрунзенского района Константин Серов.
Александр Беглов на открытии форума напомнил, что в советское время Суворовское и Нахимовское училища готовили курсантов. Возрождать кадетские корпуса в современной России стали в 90-е годы. А ускорение этому процессу придали после 2005 года, когда в стране запустили нацпроекты. История кадетов уходит в глубину веков: «Кадетские учебные заведения появились в нашем городе в 1732 году. Их воспитанниками были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Ушаков, Нахимов, Лазарев. Кадетские корпуса, училища и классы готовили настоящих граждан своей страны. Людей, воспитанных в духе благородства, воинской чести, товарищества, преданности Родине», — рассказал губернатор Петербурга. В прошлом году в Петербурге приняли закон о кадетском образовании, который позволяет легально развивать это движение.
Фото аппарата МПА СНГ Фото аппарата МПА СНГ Фото аппарата МПА СНГ
После официального открытия уже на полях форума выяснилось, какие есть проблемы, несмотря на принятый закон, на данном этапе. Дело в том, что многие школы, в которых открыты кадетские классы, создавали их своими силами с помощью «социальных партнёров». То есть толком без госфинансирования. А петербургский закон, пробитый в итоге депутатами Константином Чебыкиным и Михаилом Барышниковым, когда его принимали, встретил сопротивление со стороны, как ни странно, именно комитета по образованию. И не каждый район позволил образовательным учреждениям внести изменения в свои уставы, чтобы закрепить легальность кадетских классов. Потому что запуск движения на полную силу привёл бы к их появлению в каждой школе. А там – «как бы чего не вышло», да и денег пришлось бы выделять.
В петербургском законе прописано, что вопросами развития кадетских классов занимается городское правительство. И все. Но правительством ответственный орган, уполномоченный осуществлять эту политику, не определен. Из-за этого ситуация остаётся подвешенной.
На эту проблему обратил внимание глава петербургского парламента Александр Бельский.
– Должна быть выстроена единая, общая координация, чтобы не возникали ситуации, когда решения в этой области зависят от каких-либо личностных моментов в каждом районе города. Нужна общая система. Возможно, этим будет заниматься какой-то иной орган, а не комитет по образованию, — заявил спикер ЗакСа.
В качестве варианта у властей может возникнуть идея передать вопрос в ведение какого-нибудь силового ведомства или даже комитета по молодёжной политике, за которым закреплено курирование патриотического воспитания. Но депутаты и другие знающие люди уверены – последний вариант точно приведёт к катастрофе и разрушит на корню дело, едва-едва запущенное в городе. «Все-таки этим должен заниматься комитет по образованию. Нужно, чтобы там перестали сопротивляться, перестали чинить препятствия и средства стали выделять – и на закупку формы, и технических средств, и на оплату труда тематических педагогов», — отметил один из собеседников ПФ.
На одном из круглых столов на эту проблему обратил внимание директор РАНХиГС («президентской академии») Владимир Шамахов. Он не скрывал возмущения тем, что в городе, далеком от Арктики комитет по делам Арктики есть, а отдела по кадетам в комитете по образованию создать почему-то не могут.
Еще одна проблема связана с будущим выпускников кадетских классов. В нашей стране, по словам Шамахова, даже знак ГТО (готов к труду и обороне) во многих вузах добавляет баллы к сумме ЕГЭ. А окончание кадетского класса – ничего. И это, по его мнению, неправильно.
Тему подхватил представитель МЧС, который рассказал, что дети в кадетском специализированном классе уже знают как, и умеют пожар потушить, а преимуществ при поступлении в соответствующее училище не имеют.
Другими словами, участники сошлись на том, что даже если для самих детей, которые вступают в кадетские классы после начальной школы примерно с 11-летнего возраста, это игра, а для родителей просто «что-то интересное», оставлять ситуацию в таком виде нельзя. Особенно в такое время, когда тема патриотического воспитания подрастающего поколения диктуется мировой политической повесткой.