
Транспортная реформа в Петербурге будет запускаться в три этапа, а не упадет как «снег на голову» или как реформа с вывозом мусора 2022. Первый этап стартует 1 апреля 2022 года, второй — с 1 июня, третий — 15 июля. Смольный уже начал информировать жителей о том, где какие маршруты обновятся. ГКУ Организатор Перевозок посвятил реформе целый раздел на своём официальном сайте. Вице-губернатор Максим Соколов рассказал о запуске для первого этапа реформы сайта с информацией о 140 новых автобусных маршрутах Петербурга на основе Яндекс.Карты. А глава города Александр Беглов доложил президенту России Владимиру Путину о подготовке к запуску и о новой финансовой модели. «Парламентская газета» разложила реформу по полочкам.
В 2019 году Петербургский формат рассказывал об основных идеях и предпосылках проведения транспортной реформы, которую планировали запустить ещё в июле 2020 года. Парламентская газета напоминает, что провести её — не право, а обязанность Петербурга по появившемуся в 2015 году федеральному закону об организации регулярных перевозок. Городу нужно было выбрать схему будущей работы общественного транспорта: либо по нерегулируемому тарифу, либо — по регулируемому. Петербург выбрал второй путь. Запуск реформы отложили из-за коронавируса и не только на целых два года. Но дальше тянуть было нельзя. И 2022 год стал отправной точкой.
В три этапа на линии выйдут новые автобус в количестве 2801 штука, большая часть которых, 1773 — большого класса. По словам губернатора, такое серьёзное обновление подвижного состава происходит в Петербурге впервые за последние тридцать лет.
Маршруток больше не будет, льготники смогут ездить в любом транспорте по своим карточкам. Кроме того, будет действовать 60-минутный пересадочный тариф. Привычных кондукторов переведут в контролёры, потому что оборота наличных больше не будет. Для разовой поездки можно будет приобрести в метро и точках продажи QR-билеты с трехдневным сроком действия.
Александр Беглов на встрече с Владимиром Путиным 1 марта по поводу новой экономической модели сказал так: «Средства за проезд будет собирать уже город, а не транспортная компания. Мы им будем переводить деньги за услуги, а они будут платить налоги».
Конкурсы на перевозку пассажиров город провел в 2021 году, заключив 20 контрактов на шесть лет примерно на 187 миллиардов рублей. Эти средства будут получать компания «Вест-Сервис» — 167 маршрутов во всех районах города, кроме Приморского, Курортного и Кронштадтского; «Третий парк» — 113 маршрутов в северных районах, а также в Кронштадте и на некоторых улицах в Невском районе, а также новый игрок на петербургском рынке, компания «Домтрансавто» — 56 маршрутов в Московском, Фрунзенском, Кировском и Калининском районах города. Кроме того, 11 маршрутов в Василеостровском, Петроградском и Выборгском районах будет обслуживать компания «Такси». 48,6 процента транспортной работы останется за городскими ГУПами — «Пассажиравтотрансом» (29 процентов) и «Горэлектротрансом» (19,6 процента).