На прошедшем 5 апреля заседании городского парламента депутаты утвердили в первом чтении законопроект с корректировками сразу в пять выборных законов. Изменения носят, в основном, технический характер. Ко второму чтению депутаты обещают тайновыдуманных сюрпризов не добавлять. Политикам верить нельзя. Но, если принять это за данность, то с выборами губернатора все понятно. А к муниципальной кампании, которая славится самым широким спектром скандалов и недоразумений, внимание будет пристальное. Поэтому к МСУ приклеивается еще два вопроса: об объединении муниципалитетов и о передаче опеки в районные администрации.

Без ИКМО
Самые интересные новации законопроекта сводятся к тому, что в городе появятся участки для голосования в аэропорту и на вокзалах, выборы губернатора города смогут проводить по уже привычному сценарию три дня подряд, расширяются полномочия территориальных избирательных комиссий, и главное – упраздняются избирательные комиссии муниципальных образований.
Упразднение ИКМО законом стало крайней мерой после того, как в течение длительного периода времени власти Петербурга пытались договориться по-хорошему и уговаривали муниципалитеты добровольно передать полномочия территориальным комиссиям. Причина, напомним, одна: ИКМО создавались самими муниципалитетами и никем не контролировались. Во время выборов возникало множество злоупотреблений, скандалов и инцидентов с принятием решений «по понятиям». После кампании 2019 года послушные муниципалитеты сами передали полномочия. Но некоторые стали затягивать процесс.
Объединения муниципалитетов
Тема возможной реформы и укрупнения муниципалитетов бродит по городу уже года два, периодически затихая. Идея появилась как только завершилась последняя избирательная кампания по выборам депутатов ЗакСа. Ей предшествовала смена политического курса, так как прежний спикер городского парламента Вячеслав Макаров ушел работать депутатом в Госдуму. Но на местах, считается, осталось немало преданных ему людей. И его противники, вместо того, чтобы менять их по очереди, задумали провести глобальную реформу. Она позволила бы и действующие муниципалитеты обнулить, и новых людей избрать в уже укрупненные муниципалитеты. Но большинство представителей МСУ, которым встряска после и так непростой кампании 2019 года была не нужна, сумели вовремя присягнуть на верность новым игрокам.
Однако совсем тема с повестки дня не ушла. В перспективе ряд муниципалитетов может ожидать укрупнение. Но уже из соображений рациональности, а не по политическим мотивам.
Так, «кулак» муниципалитетов за Зеленогорском, например, может стать единым округом. Администрации этих МСУ с крошечными бюджетами все равно размещаются в одном здании. Это МО Молодежное, Смолячково, Ушково и Серово. С Комарово, Репино и Солнечное не торопятся – все-таки публика там живет необычная, местным жителям удобнее работать со своими особыми муниципалитетами. В центральных районах города преобразования возможны. В некоторых они все равно будут иметь политический оттенок. Например, одна из идей – сделать из шести МО на Петроградке три, в Адмиралтейском из семи – четыре, в Центральном из шести – три. В последних двух, по задумке властей, таким образом можно будет снизить количество депутатов от оппозиционных сил.
В городской парламент 17 марта внесен проект об изменениях в закон об организации местного самоуправления. В нем закладываются правила как объединения, так и разделения муниципалитетов. Революции документ не несет, он дублирует и так существующий и определенный федеральным законодательством порядок преобразований МО. Но систематизирует его на местном уровне. Для того, чтобы объединить или разделить МО нужно будет решение муниципальных советов, которые должны быть приняты с учетом мнения жителей, запрошенного в ходе общественных слушаний.
Технология не слишком сложная, в отличие от процедуры местного референдума. Но при несогласии депутатов и местных жителей практически неосуществима. Конечно, если нет стимула и соответствующей мотивации.
Другими словами, если Смольный и ЗакС очень сильно захотят, то они заразят этим желанием местных депутатов и даже местных жителей. Тем через «не получается» придется принять соответствующие решения. Но чтобы Смольный и ЗакС этого не захотели, муниципалитет не должен выделяться излишней строптивостью или, наоборот, чрезмерным чинопочитанием.
Выборы губернатора Петербурга должны состояться осенью 2024 года. По крайней мере в бюджете 2023 года в разделе Горизбиркома на организацию выборов в этом году денег не заложено – там значится 0,0 рубля. И корректировок городской казны в ближайшее время не предвидится. Горизбирком спокойно перебирает ТИКи, обучает кадры, добирает муниципалитеты и активно готовится к главной кампании – выборам президента, которые состоятся весной будущего года.
Выборы губернатора и депутатов муниципальных образований должны пройти одновременно. А муниципальный фильтр, то есть сбор подписей «по сусекам Петербурга» никто не отменял. Чтобы этот процесс прошел для кандидатов в градоначальники безболезненно, муниципалы должны быть в состоянии готовности выполнить любое поручение по доброй воле, с искренним рвением и энтузиазмом. Поэтому тема возможного объединения будет висеть над ними постоянно с возможностью реализоваться в любой момент. Но, если проблем с муниципальным фильтром не будет, то и преобразований не потребуется. А на ровном месте никто затевать перетасовку кадров не намерен.
Передача опеки
Вопрос передачи полномочий по опеке и попечительству от муниципалитетов в районные администрации считают едва ли не решенным делом. Якобы она должна произойти 1 января 2024 года. Но есть нюансы.
С одной стороны – существует федеральная дорожная карта, по которой все в стране должны осуществить такую передачу. Но Петербург особенный город и хочет все оставить так, как есть. Поэтому формально подготовку ведет, но тут же натыкается на множество подводных камней, которые могут обернуться тяжелыми последствиями. В первую очередь для людей, которых касаются вопросы опеки и попечительства.
Муниципалитеты и районные администрации разные структуры, просто так взять и передать сотрудников и дела невозможно. Ставки надо сокращать. А если на ставке числится декретница, этого делать нельзя. Архивы дел можно перевезти, а открытые не прошитые дела, которые ведут конкретные люди на местах – нельзя. Штат в районных администрациях не определен, мест для сотрудников не выделено, помещения не отремонтированы… Да и денег на эту работу выделяется как в аптеке.
Участники процесса считают, что, если в таком состоянии все перейдет 1 января 2024 года из одной структуры в другую, это будет хуже, чем транспортная, мусорная, снежная и жилищная реформа вместе взятые. Проблем будет больше, чем решений. Это скажется на очень тонкой и незащищенной прослойке людей. Социальные недовольства неизбежны. А в предвыборный период они будут лишними.
Наверное, именно из-за того, что не решен комплекс организационных вопросов, в городе и не торопятся с изменениями в закон о передаче госполномочий. И фактически, любые действия которые производятся по «спускаемым сверху» указаниям, сегодня производятся без какой-либо законодательной основы.
Почва под нее, конечно, уже подготовлена. Кто-то, кто, видимо, очень хочет как можно скорее осуществить передачу опеки, обратился в прокуратуру. И ведомство прошлось по МСУ, веером собрав букет претензий. В представлении от 6 декабря 2022 года на семи страницах изложены факты, которые для непосвященного человека выглядят как сценарий фильма ужасов.
Из представления прокуратуры Петербурга: Одни муниципалитеты на сайте не публикуют всю необходимую информацию по опеке, вторые – не ведут учет граждан, выразивших желание взять ребенка под опеку, третьи – не направляют заключения о возможности стать приемными родителями, четвертые – не соблюдают сроки обследований жилищных условий граждан. Где-то муниципалитеты не контролируют взыскание алиментов, а еще многие не следят за прохождением несовершеннолетними диспансеризации. Итого, за 10 месяцев 2022 года — 557 подобных нарушений: «Выявленные многочисленные факты неисполнения должностными лицами органов опеки и попечительства требований федерального законодательства, обязательные для исполнения, самоустранение либо формальное отношение к защите прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и невыполнение переданных им отдельных госполномочий… приводят к многочисленным обоснованным жалобам граждан…». Требование жирным шрифтом: инициировать вопрос о возврате полномочий органов опеки и попечительства органам госвласти Петербурга. |
Но с этим вышла заминка.
Да, внести изменения в закон от 21.11.2007 года №536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству…» и лишить МСУ полномочий по опеке можно, но только если будет установлено, что они не просто осуществляются ненадлежащим образом, а системно. Об этом говорит статья 11 этого закона. Основания должны быть более чем вескими, среди них должно быть, в том числе «недостижение органами местного самоуправления значений целевых показателей в течение трех последних отчетных лет».
Глава комитета территориального развития Наталья Чечина не раз говорила муниципалам, что она – против и готова пойти на передачу только, если иного выбора не будет.
Спикер ЗакСа Александр Бельский тоже считает, что с муниципалитетами нужно обращаться аккуратно:
«Сколько лет я работал в муниципальной власти, все время обсуждался вопрос передачи опеки. Я считаю, что опека в муниципалитетах Петербурга справляется с теми задачами, которые на нее возложены. В этом можно убедиться, посмотрев не только отчеты, но и данные о количестве детей, которые сейчас уже находятся в семьях, а не в детских домах. И на то, сколько детских домов закрылось. Все это — заслуги муниципальной власти. А вот ИКМО в ТИКи передавать правильно. Это нужно для того, чтобы муниципалитеты не превращались в княжества, в которые очень тяжело пробиться. Мы помним, как во время избирательной кампании они зачастую не пускали кандидатов зарегистрироваться, неправильно оформляли документы и кандидатов снимали с гонки. Это была закрытая история, которая не подчинялась ни Городской, ни Центральной избирательным комиссиям. И это неправильно».