С 11 июля по 7 августа в Петербурге прошёл первый этап конкурса на разработку туристического бренда города на Неве. В конкурсе, организованном Молодёжной коллегией Санкт-Петербурга, приняли участие 42 работы, созданные усилиями как профессиональных агентств, так и независимых дизайнеров.
Эксперты пришли к общему мнению, что прием работ следует продолжить. Участниками второго этапа станут студенты художественных вузов Петербурга. «Во второй части конкурса надо дать шанс самым молодым творцам – сказал глава жюри конкурса, директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров – Может быть, они найдут что-то новое и неожиданное». По мнению эксперта, сам этот конкурс – способ сказать всему миру «Я люблю Петербург», «Я хочу в Петербург» точно так же, как американцы заявляют о любви к родному городу, нося футболки с надписью «I love New York».
Перед началом конкурса Молодёжная коллегия опубликовала результаты общегородского маркетингового исследования, где рассматривались различные составляющие собирательного образа Петербурга. В исследовании приняли участие 2138 человек – жители всех районов Санкт-Петербурга и туристы из 27 стран. По результатам опроса более 90% респондентов считают Петербург гостеприимным городом, благоприятным для туризма. Деятели истории и культуры, с которыми в первую очередь ассоциируется Северная столица – это Петр I ( его назвали 70% опрошенных), Александр Пушкин (20%) и Владимир Путин (8%). Что касается отношения к городу в целом, то для 70% людей Петербург – это, прежде всего культурная столица России. У 40% город ассоциируется в первую очередь с памятники архитектуры и местом творческой жизни. Центр города опоясан большим количеством соборов и церквей с золотыми куполами, поэтому у 30% респондентов город ассоциируется с голубым цветом, а у 50% — с золотым. Животным-символом Петербурга 76% участников исследования считают льва.
При создании туристического бренда Петербурга участники первого этапа конкурса приняли на вооружение результаты проведённого исследования. В финал вышли пять работ: логотипы победители изображают львов, ангела, силуэт разводного моста и человека под зонтиком. Последнее неудивительно: значительное число участников опроса молодёжной коллегии ассоциируют Северную столицу с непрекращающимися дождями.
«Петербург на сегодняшний день – это туристический центр мирового масштаба – сказал Николай Буров – Однако он вполне может принимать не меньшее количество туристов, чем Прага, которую посещают 11 миллионов человек. В Праге туристическая отрасль даёт экономике города не меньше 10% валового внутреннего продукта. У Петербурга есть набор притягательных культурных и архитектурных «магнитов», которые позволят ему соперничать с любым другим крупным туристическим центром. У нас есть, куда развиваться».
При этом эксперт затруднился назвать какой-либо современный архитектурный проект, который мог бы стать частью туристического бренда Петербурга. «Что-то новое всё равно должно возникать – сказал Николай Буров – Даже пресловутый «Лахта центр», если внимательно и без предубеждений на него посмотреть, мог бы стать символом нового Петербурга XXI века». По словам директора музея «Исаакиевский собор», сейчас Петербург – это одновременно живой и консервативный город, который, несмотря на свой консерватизм, «не может лежать сложа руки в гробу».
В сентябре 2014 года Молодёжная коллегия планирует организовать второй этап конкурса на создание туристического бренда Петербурга и выбрать ещё пять лучших работ. Окончательный итог конкурса подведут сами петербуржцы, определив победителя путём интернет-голосования.