Совет Федерации РФ одобрил законопроект, исключающий правило предоставления автомобилистами диагностической карты о прохождении техосмотра в момент заключения договора ОСАГО. 2 июля соответствующие поправки в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО подписал президент России Владимир Путин. Между тем новация могла ввести россиян в заблуждение: якобы с 22 августа техосмотр (ТО) автомобиля проходить не надо. Специалисты же объясняют: закон для страховщиков – для автолюбителей все остается по-прежнему. Не надо проходить техосмотр только легковым техническим средствам (ТС), которым меньше четырех лет. Для всех остальных с 1 октября заработают новые правила ТО, которые изменят порядок его прохождения. Издание «Вечерний Санкт-Петербург» напоминает об основных изменениях.
Автолюбителей не касается
Новые правила прохождения технического осмотра автотранспорта разработаны и приняты еще в 2020 году, они начнут действовать с 1 октября 2021 года. Изменения направлены на то, чтобы автолюбители не могли приобрести диагностические карты на свои машины без фактического прохождения осмотра. Большая часть принятых мер направлена на то, чтобы рынок «серых» диагностических карт прекратил свое существование. А по трассам передвигались только по-настоящему технически исправные автомобили, автобусы, грузовики и другой транспорт.
Сегодня при оформлении полиса ОСАГО страховые компании требуют от автомобилистов помимо паспорта и документов на машину еще и диагностическую карту о прохождении техосмотра – без нее оформить обязательный полис ОСАГО невозможно. С 22 августа это правило отменяется.
«Несколько лет, что действовало правило о предоставлении диагностической карты, люди просто не оформляли ОСАГО из-за требования подготовить документы о техосмотре. И считали это оправданным», – пояснил член совета Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения «Всероссийского общества автомобилистов», заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов. Сегодня ситуация для страховщиков меняется, но для автомобилистов все остается по-прежнему, ведь сами правила о прохождении автомобилями осмотра никто не отменял, уточнил Александр Холодов.
Справка: Как пояснил Александр Холодов, недавно принятый ГосДумой документ «О внесении изменений в закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты» принимался для решения международной задачи и реализации международных соглашений, по которым с 22 августа 2021 года иностранные страховые организации должны получить возможность через создание филиалов зайти на российский рынок. Но во втором чтении при рассмотрении документа, в него добавили дополнительный пункт с отменой предоставления диагностической карты при оформлении ОСАГО. |
Что меняется
В единую информационную автоматизированную систему ЕАИСТО заносятся все сведения о прохождении осмотра: как положительные, так и отрицательные. Доступ в нее имеют сотрудники ГИБДД и страховые компании. Заполнять сведения смогут только сотрудники аккредитованных станций, которые получат доступ к системе с помощью усиленной электронной цифровой подписи.
На сегодня в едином общероссийском реестре значатся более пяти тысяч организаций (в Санкт-Петербурге – 213). Посмотреть реестр организаций можно на сайте Российского союза автостраховщиков – autoins.ru.
Чтобы сформировать диагностическую карту, специалист ТО должен будет сфотографировать машину так, чтобы были видны ее цвет, номер и было понятно, что это за модель и марка — эти фотографии будут загружены в систему с обозначением координат, даты и времени.
Сотрудники ГИБДД могут аннулировать диагностическую карту, если окажется, что ТС на самом деле не проходило диагностику или не соответствует требованиям безопасности. Сама диагностическая карта будет храниться в системе пять лет.
Оплачивать услугу (примерно от 800 рублей за мотоцикл и до 5000 рублей за автобус) нужно будет непосредственно на станции. Но оплату нужно будет делать до прохождения осмотра. Причем, если выяснится, что машина непригодна для передвижения, средства возвращаться не будут. А вот сведения о неисправностях в единую базу занесены будут.
Ответственность
Наказания за нарушения правил будут тоже серьезными. И больше для станций ТО. За попытки схитрить предусмотрены штрафы до 300 тысяч рублей.
Штраф для водителя без диагностической карты составит 2000 рублей. Кроме того что сотрудники ГИБДД могут проверить наличие диагностической карты и при ее отсутствии оштрафовать, штраф может прийти и автоматически благодаря камерам видеонаблюдения. И если водитель продолжит ездить без диагностической карты, то каждый раз, когда камеры видеонаблюдения фиксируют нарушение, будет приходить штраф.
Компания, не аккредитованная в РСА, не имеет технической возможности выдать диагностическую карту. Но если попытается создать фейковую диагностическую карту, то такую организацию ожидает уголовная ответственность. А если водитель сознательно приобретет диагностическую карту в неавторизованном сервисе, его деяние подпадает под ч. 1 ст. 327 УК РФ, по которой можно лишиться свободы сроком до двух лет.