32 муниципальных образования Петербурга могут лишиться полномочий на текущий ремонт и содержание дорог. Ежегодные средства на эти нужды составляют порой четверть бюджетов муниципальных образований. Фактически речь идет о полумиллиарде рублей в год, а расчетно – 1,7 миллиарда и более. Город «ломает голову», как разрулить ситуацию.
В 2006 году отдаленным муниципалитетам, таким как Ломоносов, Тярлево, Комарово и другие, было разрешено заниматься ремонтом и содержанием, уборкой дорог в пределах муниципальных образований. Перечень больших и малых трасс определили постановлением правительства города № 779.
Но в начале апреля 2020 года прокурор Петербурга Сергей Литвиненко направил губернатору города протест, указав, что формирование такого перечня на 1263 дороги было незаконным и не соответствует федеральному законодательству. Так как они одновременно считаются автомобильными дорогами общего пользования регионального значения. И полномочия по их содержанию относятся к органам госвласти города, то есть заниматься их ремонтом должны комитеты и районы. Но никак не муниципалы.
Александр Беглов ответил городскому прокурору в конце мая. В своем письме он сообщил, что надо подумать: «Для приведения постановления № 779 в соответствие с федеральным законодательством требуется внесение комплексных изменений в законодательство Санкт-Петербурга, предусматривающих либо наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельным государственным полномочием по осуществлению деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, либо исключение соответствующих вопросов местного значения».
А в конце августа 2020 года думать стали все, потому как мнение решили спросить у самих муниципалитетов.
В городском парламенте мы нашли не ушедшего в отпуск депутата Михаила Барышникова, который пару десятков лет сам возглавлял подобный отдаленный муниципалитет в Петергофе. По его мнению, лучше всего попытаться найти такой механизм, который оставил бы все так, как есть. Потому как, и появление такого перечня и наделение муниципалитетов – пригородов полномочиями по ремонту местных проездов появилось не просто так: городским ведомствам часто не добраться до каждой небольшой дорожки каждого пригорода. А местные жители не должны ждать годами, пока городские службы залатают ямы. «В крайнем случае, думаю, если не будет другого выхода, нужно оставить эти работы хотя бы в виде госполномочий».
На другом конце города, в одном из курортных муниципалитетов нам пояснили: лучше все оставить так как есть и ничего не придумывать. Потому что если полномочия забрать, то город ничего не будет убирать и ремонтировать. И если это будет в качестве госполномочий, то особо ничего хорошего тоже не будет. Потому что средства по госполномочиям выделяются «от сих до сих» и процедура не позволяет переводить деньги на другие нужды при необходимости, даже остатки от проведения конкурсных процедур.
Ближе к северо-востоку города нам подтвердили такую позицию, отметив дополнительно, что финансовое обеспечение по отдельному госполномочию – это работы только за счет субвенций. Это означает, что собственные средства МО тратить на эти нужды уже не сможет. Аукнется это зимой, когда вдруг неожиданно выпадет больше снега, чем запланировали по бюджету на его уборку, а дополнительные деньги муниципалитеты потратить на расчистку дорог не будут иметь никакого законного права.
Да и размер этих субвенций будет в три раза выше, чем фактически муниципалитеты тратят на эти нужды. Так как финансирование будет выделяться расчетно, на каждый проезд, а не по конкретным потребностям, то это будет до 1,7 миллиарда рублей. Тогда как в 2019 году было потрачено фактически 572 миллиона. А это не выгодно прежде всего городу.
Муниципалы также прогнозируют снижение качества ремонта и уборки своих проездов. Прося оставить все так как есть, они предлагают изменить лишь действующее законодательство. Сначала инициировать изменения в ФЗ 257 об автомобильных дорогах, добавив такую классификацию как дороги местного значения. А затем в ряд петербургских законов для закрепления такой категории дорог.
По некоторой неофициальной информации, причиной появления протеста, который хотели инициировать еще год назад, стало желание некоторых городских структур забрать в городской бюджет средства, сняв с муниципальных образований эти функции в принципе. При таком варианте развития событий, объемы сумм на текущий ремонт и содержание 1263 дорог, изъятых у муниципалов, могут увеличиться в разы. О том же как они будут реально приводиться в порядок, можно будет узнать только через несколько лет, тогда, когда это будет уже совсем другая история.